1 октября 2019 года в Департаменте музеев Малайзии в Куала-Лумпуре состоялась торжественная церемония открытия выставки Национального музея Республики Казахстан «Великая степь: история и культура».
Об этом сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на пресс-службу Национального музея РК.
На выставке был представлен ценнейший экспонат Национального музея Республики Казахстан – «Золотой человек». «Золотой человек», путешествующий по миру, – символ Казахстана! Ранее масштабное мероприятие в рамках международного проекта Национального музея Республики Казахстан «Шествие Золотого человека по музеям мира» с большим успехом прошло на выставках в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши, Южной Кореи, Узбекистана, Северной Македонии и Турции.
Археологическая сенсация, ставшая символом Казахстана, – находка останков сакского царя, «Золотого человека», была сделана в конце 1960-х – начале 1970-х годов близ Алматы в кургане Иссык, где проводил раскопки известный археолог Кемал Акишев. Бесценная находка получила название «Казахский Тутанхамон» и была признана «Новостью века». Крылатый золотой конь-дракон на короне древнего степного правителя стал частью Герба Республики Казахстан, а статуя Золотого человека установлена на Площади Независимости в Алматы.
На торжественной церемонии открытия выставки приняли участие и выступили с приветственными словами директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы, министр туризма, искусства и культуры Малайзии Датук Мохаммадин бин Кетапи, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Малайзии Болат Иманбаев, Генеральный директор Департамента музеев Малайзии Датук Камарул Бахарин бин А.Касим.
Директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы сказал: «С помощью выставки «Великая степь: история и культура» вы сможете познакомиться с древним и традиционным искусством Великой степи. Эта выставка реализуется в рамках проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира». Проект был начат в 2017 году. До сегодняшнего дня экспонаты, раскрывающие незабываемую историю прошлого, были представлены в странах Европы и Азии. Главный экспонат выставки – «Золотой человек». Его одежда полностью украшена драгоценными камнями, то есть золотом. Каждый элемент золота на одежде сакского воина имеет философское содержание. Особенно его головной убор является ярким проявлением тенгрианской веры. Следует отметить, что сегодня «Золотой человек» является главным символом Независимого Казахстана. Я рад, что у нас есть возможность представить вам шедевры Великой степи».
На выставке в Департаменте музеев Малайзии можно увидеть реконструкцию Золотого человека в конусообразной головном уборе, украшенном золотыми накладками и пластинами в виде стрел, снежного барса, барана, лошади и птиц, а также коллекцию археологических находок эпохи раннего железа (V-IV вв. до н.э.), погребенных вместе с этим молодым сакским аристократом (по мнению археологов, около 17-18 лет).
Сакы (в переводе с персидского – «великие мужи») – древние предки казахов. В произведениях греческих авторов они были описаны как азиатские скифы (слово saka происходит от скифского слова «олень»), в других древних источниках – как «турские всадники». Среди трех больших групп этих племен были саки-тиграхауда («носители остроконечных шапок»), проживавшие в регионе, где был найден курган Иссык, где был похоронен «Золотой человек».
В кургане было найдено более четырех тысяч золотых изделий, в том числе детали для украшения одежды, а также украшения и предметы быта. В результате кропотливого изучения топографии предметов в захоронении исследователям удалось воссоздать облик сакского воина, представленного на выставке.
Среди находок из кургана Иссык особое место в экспозиции занимает серебряная чаша с рунической надписью – одним из древнейших письменных памятников.
Преобладание зооморфных образов, являющееся важной особенностью древнего степного искусства, также определяется в рамках мифологического мышления. Драматизм сюжета интерпретируется как борьба добра и зла, начало света и тьмы, созидание новой жизни, символ вечного движения и вечной борьбы противоположностей. В качестве яркого примера такого противоречия можно привести представленный на выставке налобник, изготовленный в технике литья и чеканки по золоту, характерный для V-IV веков, в виде двух идентичных барсов.
С распространением христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно начал терять свое первоначальное значение, вытекающее из язычества и мировоззрения.
Однако декоративные образы животных, утратившие свое первоначальное магическое значение, сохранились в средневековом искусстве в более обобщенном виде, в форме стилизованных орнаментов и зерновых элементов, в ювелирных изделиях, книжных миниатюрах, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре. Эти тенденции ярко прослеживаются в ювелирных изделиях из Сайрамского клада, датируемых XV веком, представленных на выставке. На выставке также были представлены уникальные археологические находки из сакских курганов, таких как Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берел (Восточно-Казахстанская область).
Всего на выставке было представлено 346 предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан. Жемчужины древнего и средневекового искусства Казахстана, представленные на выставке, – это лишь малая часть произведений безымянных мастеров прошлого, демонстрирующих самобытность наследия евразийской степной культуры.
Выставка продлится с 1 октября по 31 октября 2019 года в рамках международного выставочного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира».