На внимание Министерства образования и науки Республики Казахстан!
Мы уже 15 лет говорим о том, что весь мир, включая Россию, переходит от экономики знаний к «экономике навыков», но наши научно-аналитические учреждения в этом вопросе молчат. Сторонники есть, но конкретных усилий нет. Сегодня мы приближаемся к той ситуации, когда уже невозможно скрыть, что ежегодно выпускаемые в наших университетах специалисты не готовы к работе в производстве, что подавляющее большинство выпускников вузов не имеют образования, соответствующего реальной жизни. Даже в нашем городе Нур-Султан, где полностью укомплектован квалифицированный профессорско-преподавательский состав, трудоустройство выпускников некоторых учебных заведений по специальности составляет от 15 до 40 процентов. Это очень печальная ситуация.
Эта статистика сама по себе улучшается за счет того, что руководство учебных заведений получает формальную информацию от выпускников об их трудоустройстве или поступлении в магистратуру. В век новых технологий и автоматизации (не будем замахиваться на зарождающуюся эру робототехники и искусственного интеллекта) для выполнения определенной части привычных нам процессов требуются новые навыки и способности, чтобы новые специалисты соответствовали требованиям.
По словам профессора Мельбурнского университета, руководителя проекта (ATC21S) по международной оценке и преподаванию в XXI веке и соответствию требованиям, Патрика Гриффена, термин «экономика навыков XXI века» означает лишь одно направление анализа любых навыков, экзаменов и образовательных результатов. Но это – особое направление, которое в настоящее время привлекает внимание многих образованных людей.
Суть этого утверждения в следующем: в индустриальном веке ключевыми навыками для определения грамотности были чтение, письмо и арифметика. В XXI веке акцент должен быть сделан на критическое мышление, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу. Некоторые ученые добавляют к этим требованиям интерес, но это скорее относится к качеству, к личным способностям человека, чем к навыку.
Начиная с годов перехода к рыночной экономике, система образования, с момента появления крупных промышленных предприятий в связи с началом индустриализации, ежедневно требовала рабочих, которые приходили на свои рабочие места, не задавая лишних вопросов, и выполняли свою узкоспециализированную работу по 8-10 часов у конвейера или за компьютером. В связи с этим, в то время как мы стоим на пороге отказа от самого индустриального века и перехода к трансформированным формам конвейерного труда, когда количество принимаемых на работу для выполнения повторяющихся простых действий резко сокращается, нет смысла ориентировать будущих специалистов на накопление знаний. Ведь отныне простые операции будут выполняться автоматически в эпоху роботизации и цифровых технологий. Следовательно, вместо того, чтобы обучать людей, как раньше, накапливать и запоминать ненужные знания, мы должны учить их мыслить, самостоятельно искать информацию и критически ее оценивать. В ближайшие годы все учебные заведения будут вынуждены перейти от старой, «индустриальной» программы обучения к системе обучения, готовящей кадры для инновационной и информационной экономики. Изменится и способ преподавания – с помощью Интернета и инновационных технологий школьники и студенты вузов сегодня в некоторых областях обладают более высоким уровнем познания, чем их преподаватели. Поэтому теперь преподаватели будут превращаться из поставщиков знаний в педагогов-организаторов. Конечно, для сегодняшних преподавателей такое изменение будет непростым. Учебные программы постиндустриальной эпохи должны быть ориентированы на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия. Ведь в эту эпоху будет больше востребована способность правильно строить отношения между личностями. Повторяющиеся, автоматизированные производственные процессы больше не будут требовать трудоемких частей в этих областях, и мы не сможем вернуть их, не сможем вернуть ручной труд в исчезающие отрасли.
Не будем заниматься самообманом, в учебных заведениях достаточно профессоров и преподавателей, полностью соответствующих этим требованиям. Я знаю доктора наук Бауыржана Исабекова на факультете экономики Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Он работал на государственной службе, заведовал кафедрой в вузах, является опытным специалистом. Будучи сам профессором, он больше увлечен организацией учебного процесса в соответствии с экономикой навыков со студентами бакалавриата, чем с докторантами и магистрантами, уделяет минимум времени теоретическим знаниям в работе со студентами, организует занятия, ориентируя их на самостоятельную критическую оценку и информатику. Таких преподавателей достаточно в каждом учебном заведении.
До сих пор во многих странах система образования ориентировала учащихся на максимальное количество знаний, то есть на накопление знаний, но в дальнейшем ситуация изменится. Вместе с тем, некоторые сегодняшние специальности станут ненужными или потребуют пересмотра обучения. Например, в настоящее время специальность юриста и экономиста превышает необходимый объем. По идее бывшего министра образования, организатора и первого ректора Юридического университета Нагашыбая Шайкенова, предлагалось обучать юридической специальности только в специализированных университетах в областных центрах и городах республиканского значения. Сейчас везде, где есть учебное заведение, в первую очередь открывается юридическая специальность. В этом случае говорить о качестве образования неуместно. Даже если поздно, мы должны воплотить вышеуказанное предложение в жизнь.
Мировые тенденции также подтверждают эти мнения. Роль специалистов юридического профиля сильно изменилась. В США 80 процентов судебных разбирательств люди ведут сами, без юристов, не нанимая адвокатов для защиты своих интересов. У нас тоже уровень грамотности людей повысился, и при судебных разбирательствах они начинают составлять документы по образцам похожих дел, сидя в интернете, для защиты своих интересов. Закон «О медиации» в стране также служит этим интересам. Подобное мнение можно высказать и по специальности «Государственное и местное управление». По этому предмету обучаются в бакалавриате и магистратуре около пятидесяти учебных заведений республики. Занятия там в основном проводят экономисты, поэтому читаются только лекции, адаптированные к сфере экономики. А специальность «Государственное управление» относится не только к экономике, но и к юриспруденции, социологии, политологии, философии. Таких универсальных специалистов по всей республике всего несколько человек. Остальные преподаватели односторонни, знают только свою специальность.
После критики необходимо внести и предложения. Во-первых, нет необходимости преподавать этот предмет в бакалавриате. Эту специальность правильно выбирать после окончания бакалавриата по другой специальности, когда человек начнет познавать жизнь. Во-вторых, правильно было бы обучать в магистратуре только в областных и республиканского значения городах в составе Академии государственного управления при Президенте. В-третьих, название предмета «Государственное и местное управление» является калькой с России. Поскольку в нашей стране местное управление до сих пор являлось составной частью государственного управления, следует использовать этот момент и изменить название предмета на: «Государственное управление и самоуправление». Подобные изменения можно внести и в специальность журналистики. Потому что журналистов стало очень много, и качество учебных заведений, готовящих их, тоже не вызывает удовлетворения. Многие нынешние журналисты, стремясь к сенсационным новостям, искажая проблему и делая ее интересной, уничтожают смысл и основную идею. В связи с этим, журналистскую специальность также необходимо начинать не в бакалавриате, а в магистратуре.
Само понятие «профессия» в будущем исчезнет. Потому что типичный объем навыков, имеющихся у человека, не будет иметь значения, каждый раз придется перестраивать навыки, предназначенные для конкретной цели. Это можно назвать «проектным подходом». Проектный и целевой подходы постепенно вытесняют традиционные методы обучения. Хотя сейчас эта идея кажется не совсем понятной, она стала необходимостью.
Фактор предпринимательской деятельности – способность находить новые идеи и превращать их в бизнес. В мировом научном обороте предпринимательская способность представлена как основное понятие, подлежащее развитию в современном мире. На Всемирном экономическом форуме в Абу-Даби были составлены три списка: – список грамотности (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список соответствия (способность решать задачи и проблемы, творческий подход и т.д.) и список необходимых качеств (интерес, предпринимательская способность, способность работать в коллективе и т.п.).
Специалисты Мельбурнского университета, упомянутые выше, составили список навыков XXI века. В нем говорится: «навыки критического мышления, решения сложных проблем и взаимодействия» должны быть объединены в один комплексный навык – навык коллективного решения сложных проблем. Теперь предлагается использовать социальные сети для обучения школьников и студентов этому навыку.
Резюмируя, в мировой экономике существуют следующие виды навыков:
– критическое мышление: поиск решения проблемы, обсуждение, анализ, раскрытие, обобщение информации;
– исследовательские навыки и методы;
– креативность: артистизм, интерес, воображение, инновации, самопрезентация;
– активность: настойчивость, самостоятельная деятельность, планирование, самодисциплина, адаптация к ситуации;
– коммуникация: качественные навыки устного и письменного общения, способность выступать перед аудиторией и внимательно слушать;
– партнерство: лидерство, работа в команде, виртуальный коворкинг;
– медиаграмотность: знание информационных и коммуникационных технологий, просмотр и анализ данных;
– ответственность: гражданская, этическая и социальная грамотность, личная и социальная ответственность;
– глобальное сознание: мультикультурное соответствие, гуманизм.
У каждого человека есть опыт получения образования и поиска работы. Эти дни становятся все более сложными. Потому что реальность меняется. Глобализация экономики, рост многообразия и расширение культурных связей, быстро происходящие технологические изменения порождают новые заботы у отдельных людей и общества в целом. Быть готовым к этому – главная задача современного сознательного гражданина.
Мырзагельды КЕМЕЛ,
экономист, лучший преподаватель 2017 года.
Журнал «Акикат»