Говорят, вышел фильм, посвященный госпоже Томирис, посмотреть его пока не удалось, если Бог даст, найдется время, посмотрим. Широкая читательская аудитория спорит о языке фильма, и я считаю эти споры обоснованными. У меня в связи с этим возник один вопрос: на каком языке говорила Томирис?
Как и вы, я впервые прочитал о Томирис у Геродота. Геродот называет Томирис царицей скифов (в оригинале – скуз), в оригинальной записи историка имя царицы – Томир. Позднее, похоже, это имя было изменено римскими историками на латинский язык и стало Томирис. Помпей Трог, описывая историю Томирис, говорит, что она была массагеткой среди скузов. И вот здесь начинается самое интересное. Вы читаете только Геродота, а я читал и готского (гетского) историка Иордана. Он жил примерно в 550 году нашей эры. У него есть книга «Происхождение и деяния гетов» из серии «Gotica». Эта замечательная книга содержит прекрасные сведения о скузах (скифах) и гуннах.
Самое интересное, что Иордан связал Томир с немецкой историей, назвав ее нашей прародительницей, царицей. Во время великого переселения гуннов германо-готские племена, одни в союзе с Аттилой, другие на стороне Рима, хлынули с Причерноморья на запад и расселились по всей Европе. Это удивительно интересная история. Я уже писал ранее, касаясь истории адайцев, о том, что передвижение массагетов из нынешних Западно-Казахстанской и Мангистауской областей к Черному морю связано с походами даев.
Еще одно свидетельство Иордана – он говорит, что после победы над Киром Томир построила город Томы на побережье Черного моря. Те, кто комментировал Иордана, называют этот город Констанцей на западном побережье Черного моря, а я думаю, не является ли это нынешним городом Азов. Потому что, как и Геродот, Иордан описывает войну Кира с массагетами как происходившую на равнинной местности, после того как персы (в оригинале – Парфия) перешли Амударью.
Вот такие интересные сведения о госпоже Томирис немало. Я считаю, что для полного раскрытия этой личности необходимо работать совместно с немецкими историками-этнографами. Если Министерство культуры возьмет на себя эту задачу и предоставит возможность продолжить исследования, связанные с историей массагетов, на территории Германии (Алман), это дело будет результативным.
Из записи Жамбыла Артыкбаева на фейсбуке