Сегодня мы часто наблюдаем, как родители учеников, носящих хиджабы, выражают недовольство в каждом регионе Казахстана.
Однако власти ограничивают эти тенденции. Причина в том, что требование носить школьную форму обусловлено необходимостью реализации светского характера образования.
Поскольку школьная форма оказывает большое положительное влияние на поведение, здоровье и общее развитие подрастающего поколения, предъявляются соответствующие требования не только к ношению школьной формы, но и к самой школьной форме. Такие требования тщательно изучаются и взвешиваются с точки зрения интересов молодого поколения.
«Требования к единой школьной форме вытекают из норм Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319 «О статусе педагога». В соответствии с этим законом, приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 26 утверждены требования к обязательной школьной форме для организаций среднего образования. Таким образом, школьная форма является единым образцом одежды для учащихся, обязательным для ношения в организациях среднего образования нашей страны», — сказал старший преподаватель кафедры философии Казахского национального университета им. аль-Фараби, магистр международного права, магистр философии Ерболат Кошкарбаев.
Здесь в первую очередь внимание уделяется «качеству» формы. Полностью учтены качество материала, состав ткани: улучшенная полушерсть и хлопок, использование износостойких, антибактериальных, антимикробных и антистатических тканей. Это также положительно влияет на здоровье учащегося, а поскольку такая форма имеет классический стиль, она очень удобна для движений учащегося. Поэтому ткани, из которых шьется школьная форма, должны иметь сертификат и соответствовать санитарным правилам и нормам. Выбор цвета, фасона и модели разнообразной формы находится не только в компетенции руководителей учебных заведений, но и в нем могут участвовать общественные советы, то есть школьный совет, попечительский совет, родительский комитет. Таким образом, предусмотрена возможность участия родителей и других законных представителей в обсуждении вопросов, касающихся школьной формы, и внесения предложений по ее совершенствованию при необходимости.
Также установлено, что цвет школьной формы должен выбираться из спокойных и неярких цветов. В этом плане в стране в основном приняты формы темно-синего цвета.
«За этим цветом стоит рассвет, как бледное утреннее небо. Темно-синий, в целом синий цвет, в верованиях не только нашего, но и многих народов понимается как символ лазурного неба и вечности, чистоты. Стабильность и честность также ассоциируются с этим цветом. Он эстетически приятен и красив», — сказал специалист.
Даже психологи говорят, что темно-синий цвет положительно влияет на концентрацию внимания ребенка.
«Конечно, ребенок в социуме чувствует себя комфортно в этой форме. Как предусмотрено требованием Министерства образования и науки, школьная форма направлена на устранение признаков социальной, имущественной и других различий между учащимися. В целом, школьная форма имеет большое социально-воспитательное значение. Форма приучает учащихся к дисциплине, духовно-нравственному развитию, стимулирует деловую активность, способствует тому, чтобы дети были равны друг другу, чувствовали себя равными с другими, проявляли аккуратность и опрятность, собранность и чистоту, ответственность, стройность, и даже благочестие», — сказал Ерболат Кошкарбаев.
А специалисты предупреждают, что приспособление родителями школьной формы под религиозные атрибуты по религиозным причинам является прежде всего социальным и психологическим ударом по ребенку, который еще не научился отличать правое от левого.
«В такой ситуации учащийся чувствует себя чужим, испытывает дискомфорт. Он находится в обществе, но вне общества. Эта ситуация является не только неудобством, причиненным ребенку со стороны его родителей, но и считается невыполнением законодательства об образовании и влечет за собой административную ответственность родителей. В пункте 13 требований, утвержденных вышеупомянутым приказом министерства, указано, что «элементы одежды, относящиеся к различным религиозным конфессиям, не должны включаться в школьную форму», а в пункте 21 четко указано, что «родители и иные законные представители несут ответственность за ношение учащимися установленной школьной формы в организации среднего образования». Нарушение этих требований родителями влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере пяти месячных расчетных показателей, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 409 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях». Причина в том, что родитель, устраивая ребенка в школу, изначально подписал обязательство о соблюдении требований, предусмотренных пунктом 27 вышеуказанных требований, при заполнении заявления о приеме в организацию образования. Поэтому главное условие – чтобы наши дети развивались на равных и воспитывались «среди нас», а не были изолированы!», — сказал Е. Кошкарбаев.
Гульмира Госманали