На очередном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены ход реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и проект на 2020-2025 годы. О ходе реализации госпрограммы доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов.
Как сообщил министр, за последние 5 лет на развитие транспортной инфраструктуры было привлечено около 5 трлн 800 млрд тенге инвестиций. Из них 44% или 2 трлн 540 млрд тенге составили государственные средства, остальные 56% или 3 трлн 274 млрд тенге были профинансированы с участием частного сектора, включая механизм государственно-частного партнерства.
По видам транспорта большая часть инвестиций приходится на проекты автомобильных и железных дорог – 37% и 40% соответственно.
«В результате вложения таких масштабных инвестиций доля транспортного сектора в валовом национальном продукте выросла с 7,9% в 2014 году до 8,2% в 2018 году, а по итогам текущего года ожидается достижение 8,3%, создано более 400 тысяч рабочих мест, производительность труда выросла в 1,7 раза и с 5 млн 100 тысяч тенге на человека до 8 млн 700 тысяч тенге», — сказал Б. Атамкулов.
По его словам, общий транзит контейнеров вырос в 3 раза с 271 тысячи до 825 тысяч двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ), доходы от транзита выросли в 4,3 раза с 180 млрд до 782,4 млрд тенге. Транзит автомобильных грузоперевозок вырос в 1,5 раза с 1 млн 300 тысяч до 1 млн 800 тысяч. Количество транзитных авиапассажиров увеличилось в 4 раза, до конца текущего года планируется довести до 1 миллиона.
В целом, построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе полностью завершенный международный транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай, участки Нур-Султан – Караганда, Алматы – Талдыкорган, Кокшетау – Петропавловск, Актау – Бейнеу, Уральск – Каменка, объезд Кордайского перевала, дороги Бейнеу-Акжигит-граница Узбекистана.
«Введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог: Жезказган – Бейнеу (1040 км), Аркалык – Шубарколь (214 км), Боржакты – Ерсай (14 км) и второй путь на участке Алматы-Шу (111 км). Модернизированы 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Уральска, Петропавловска, Алматы, Семея, Костаная, Балхаша. Количество международных авиамаршрутов достигло 99», — сказал Б. Атамкулов.
Одним из основных направлений программы является развитие автомобильных дорог. Если в предыдущем периоде до 2015 года основным проектом на республиканской сети был транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай и в среднем в год реконструкцией охватывалось 2 тыс. км дорог, то в период 2015-2019 годов охвачено 6,8 тыс. км дорог, а в последний год работы проводились на 4,4 тыс. км дорог. По итогам реализации программы построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения. В период 2020 и 2021 годов предусмотрено завершение 3,8 тыс. км дорог. Также в рамках Программы за прошедший период отремонтировано 10 тыс. км по республиканской сети.
Как отметил министр индустрии и инфраструктурного развития, с целью увеличения транзитного потенциала ведется планомерная работа по развитию международных коридоров. Особое внимание уделено сети местных автодорог. За прошедшие 5 лет на развитие автодорог областного и районного значения выделено 590 млрд тенге и отремонтировано 15 тыс. км дорог.
В 2013 году введен в эксплуатацию первый платный автобан Нур-Султан – Щучинск протяженностью 211 км, ежегодно собирается более 1 млрд тенге, что покрывает расходы на содержание данного участка.
«В настоящее время протяженность платных дорог увеличена до 682 км (Нур-Султан – Щучинск (211 км), Нур-Султан – Темиртау (134 км), Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км) и ежегодно собираемые средства составляют более 4 млрд тенге, что позволяет экономить бюджет на содержание данных платных участков», — сказал Б. Атамкулов.
В целях обеспечения качественным придорожным сервисом пользователей автодорог 1 тысяча из 1822 действующих объектов приведена в соответствие с Национальным стандартом. Дополнительно построено 73 объекта за счет бюджетных и частных инвестиций. Эти работы будут продолжены и в дальнейшем.
За последние пять лет для увеличения транзитного потенциала и оптимизации внутренних перевозок введено в эксплуатацию 1 376 км новых железных дорог. Вместе с тем, в годы реализации программы «Нұрлы жол» отработаны меры государственной поддержки для обновления железнодорожного подвижного состава. В рамках этого выделено 1 трлн 314 млрд тенге бюджетных и частных инвестиций. Приобретено 581 пассажирский и 20 тысяч единиц грузовых вагонов, около 130 единиц (58 электровозов и 72 тепловоза) тягового подвижного состава.
В сфере гражданской авиации по итогам пятилетки количество обслуженных пассажиров в отечественных аэропортах выросло до 16,2 млн человек, перевезено 8,1 млн пассажиров, что на 47% больше по сравнению с 2014 годом. В целом наблюдается рост и обновление парка воздушных судов отечественных авиакомпаний. В государственный реестр воздушных судов внесено 78 единиц, а парк основных перевозчиков пополнился 22 самолетами. Продолжаются работы по развитию наземной инфраструктуры казахстанских аэропортов, общий объем инвестиций в которые составил 128 млрд тенге. Также в рамках первого «Нұрлы жол» были реконструированы терминалы в аэропортах Петропавловска, Тараза и Семея. Проведены работы по реконструкции и модернизации взлетно-посадочных полос аэропортов Алматы, Петропавловска, Тараза, Уральска и Семея.
По словам министра, в текущем году завершится реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов Костаная и Балхаша. Ведется работа по увеличению количества международных воздушных сообщений.
«На сегодняшний день Казахстан имеет воздушное сообщение по 99 международным маршрутам с 26 государствами. С 2017 года в городе Нур-Султан введен режим «открытого неба». За 3 года казахстанскими и иностранными авиаперевозчиками открыто 19 новых маршрутов, в том числе в города Токио, Варшава, Будапешт, Хельсинки. Увеличена частота полетов по ранее существующим маршрутам Лондон, Москва, Пекин, Стамбул», — сказал Б. Атамкулов.
Казахстанские перевозчики планируют открыть рейсы в крупные города, такие как Шанхай (2020 г.), Сингапур (2020 г.), Нью-Йорк (2021 г.).
В сфере морского транспорта в результате реализации госпрограммы «Нұрлы жол» пропускная способность Актауского транспортного узла возросла с 17 млн тонн до 27 млн тонн. Доля в общем грузообороте на Каспийском море увеличилась с 21% до 30%. При этом объем сухогрузных и паромных перевозок через морские порты Актау и Курык вырос в 3 раза по сравнению с 2014 годом.
«В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» в порту Актау построены 3 новых сухогрузных терминала мощностью 3 миллиона тонн, в порту Курык – паромный комплекс мощностью 6 миллионов тонн. Также отечественный торговый флот пополнился 4 сухогрузными судами грузоподъемностью 5 и 7 тысяч тонн», — сказал министр.
Объем грузоперевозок по внутренним водным путям вырос на 86% и составил с 750 тысяч тонн до 1,4 млн тонн.
На развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в ключевые точки дистрибуции грузовых потоков инвестировано около 329 млрд тенге. С 2014 года транзитные перевозки через Казахстан увеличились с 17 млн до 20 млн тонн (2019 г.), то есть на 12%.
Объем контейнерного транзита через Казахстан за этот период вырос в 3 раза, достигнув с 271 тысячи до 825 тысяч контейнеров (2019 г.). А объем вагонных железнодорожных транзитов вырос на 12% с 16 млн тонн в 2014 году до 18 млн тонн в 2019 году.
В сфере модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения реализуются механизмы бюджетного кредитования и субсидирования. В период 2015-2018 годов на реализацию 399 проектов выделено 229 млрд тенге на строительство и реконструкцию 3367 тыс. км тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельных и 77 единиц других объектов. В результате принятых мер износ сетей с 2015 года снизился с 67% до 57%. В 2019 году на реализацию 18 проектов выделено 37,9 млрд тенге. Планируется реконструкция и строительство 127 км инженерных сетей.
По словам Б. Атамкулова, новая государственная программа повысит мобильность, производительность труда и качество жизни. В рамках новой госпрограммы до 2025 года предусмотрено финансирование в общем объеме 6 трлн 598 млрд тенге.
В рамках развития автодорожной инфраструктуры планируется обновить 10 тысяч километров республиканской сети, отремонтировать 11 тысяч, а местной сети – 27 тысяч километров.
В железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык-Мойынты за счет республиканского бюджета и электрификация участка Мойынты-Актогай. В целях развития малых авиалиний планируется строительство 16 аэропортов. Для развития водного транспорта планируется закупка 48 судов, в том числе шести для торгового флота, проведение капитального ремонта шлюзов.
В сфере автомобильного транспорта планируется строительство и реконструкция 133 автостанций/автовокзалов и пунктов обслуживания пассажиров для приведения в соответствие с национальным стандартом.
«В результате реализации новой государственной программы «Нұрлы жол» будет создано 551 тысяча рабочих мест, из них 48 с половиной тысяч постоянных, более 502 тысяч – временных, производительность труда вырастет на 20% по сравнению с уровнем 2019 года и с 8,7 млн до 10,4 млн тенге на человека. Доходы от транзита вырастут на 61% в год с $2,4 млрд до $4,2 млрд», — подытожил Б. Атамкулов.
В свою очередь, заместитель Премьер-Министра РК Р. Скляр отметил, что новая программа «Нұрлы жол» охватит все аспекты дальнейшего развития транспортно-логистической отрасли. Программа реализуется в соответствии с поручением Главы государства и направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет удобной и доступной для населения.