В настоящее время распространенным мнением является положительное восприятие роста религиозности в обществе. Конечно, за годы, прошедшие с момента обретения независимости, религиозная сфера, несколько пострадавшая в советское время, получила возможность возрождения в Казахстане. В результате религиозные объединения заняли свое место в обществе, а верующие получили широкие возможности для свободного удовлетворения своих потребностей. Наше государство руководствуется светскими принципами во взаимоотношениях с религией и регулирует религиозную сферу законодательными механизмами. С этой точки зрения, сегодняшние государственно-конфессиональные отношения и религиозная ситуация в нашей стране имеют положительные оценки, соответствующие современному течению развития нашего общества. В целом, открытым вопросом остается, насколько положительный результат даст рост религиозности для стран, вступивших на новый путь развития, придерживаясь светских принципов. Конечно, в плане религиозной свободы и уважения к вере, которые являются важной частью прав и свобод человека, в нашем обществе нет никаких разногласий по этому вопросу. Граждане нашей страны полностью свободны в плане исповедания религии или отказа от нее, и государство гарантирует это. Тем не менее, различные негативные явления, сопровождающие религию в современном мире, активность деструктивных религиозных течений и организаций, политизация религии или политизация религии требуют более глубокого внимания к вопросу роста религиозности. Ведь мы должны признать, что повсеместное распространение религиозности в обществе, как бы то ни было, приведет к росту требований верующих к государству и обществу. В связи с этим, если попытаться дать определение понятию религиозности, то в широком смысле его можно оценить как увлеченность людей религией и следование религиозным нормам. Одна группа ученых рассматривает религиозность как социальное качество, охватывающее религиозное сознание, религиозное поведение и религиозные отношения группы людей или отдельного человека, в то время как другие ученые рассматривают религиозность как явление, возникающее в связи с изменением социальной ситуации и активностью религиозных организаций. В любом случае, очевидно, что религиозность является социальным явлением, которое проявляется и развивается при наличии соответствующей среды и условий. То есть, понятие религиозности охватывает многослойные ценности и отношения, начиная от деятельности религиозных институтов и религиозной грамотности людей, их исповедания религии, посещения мечетей, празднования религиозных праздников и другого повседневного поведения. Исследования, проведенные в странах мира по связям между религиозностью населения и экономическим процветанием общества, показывают определенную зависимость между свободой общества в политической, правовой, экономической, социальной сферах и религиозностью этого общества. С этой точки зрения, религиозность проявляется по-разному между условно западными и условно восточными обществами. Например, в вышеупомянутых обществах, хотя религиозность не проявляется явно с точки зрения производства валового внутреннего продукта, нерелигиозные общества (западные) опережают религиозные общества с высоким уровнем религиозности (восточные) по уровню имущественного равенства. В обществе, где распространена религиозность, из-за частых случаев неравенства в распределении материальных благ среди населения, соответственно, доля бедных людей в таком обществе будет иметь более высокие показатели. Ученые, придерживаясь этой логики, говорят, что чем увереннее и комфортнее люди чувствуют себя в социальной среде, тем меньше они беспокоятся о своем экономическом положении. Следовательно, учитывая, что в комфортных для населения обществах спрос на утешение в религии ниже, можно сделать вывод, что чем больше доля «среднего класса» с хорошим социально-экономическим положением в любом обществе, тем меньше будет проявляться уровень религиозности в этой среде, или наоборот. Религиозность также можно рассматривать как психологическое состояние, помогающее не поддаваться стрессовым ситуациям и тревогам, часто встречающимся в обществах с низким уровнем социально-экономической стабильности и защиты, и которое относительно быстро меняется. В целом, не вызывает сомнений, что существует определенное соответствие между ростом религиозности и социально-экономическим развитием общества. А если рассматривать рост религиозности казахстанского общества в динамике, то мы увидим, что низкое экономическое положение в 90-е годы привело к социальной неудовлетворенности населения и «бессознательному» уходу в религию. Если считать те времена, когда в нашу страну хлынули различные новые религиозные организации и течения, предлагавшие людям «утешение», временем бесконтрольного распространения религиозности, то в настоящее время, когда социально-экономическое положение несколько стабилизировалось, религиозность вновь осмысливается и начинает проявляться в качественном, традиционном аспекте. Здесь, безусловно, является большой и открытой темой, насколько рост религиозности, основанный на традиционном понимании ислама, присущем нашему обществу, его масштаб и глубина соответствуют светскому принципу нашего государства и вытекающим из него общественным ценностям. В связи с этим, говоря о росте религиозности в нашем обществе, следует отметить, что существуют два противоречивых понимания этого явления. Жители нашей страны, в том числе приверженцы традиционных религий, считая рост религиозности положительной тенденцией, одновременно негативно воспринимают рост религиозности в отношении религиозных организаций, являющихся новыми конфессиями для нашей страны. Справедливости ради, это явление характерно не только для нашего общества, но и для всех стран, впервые сталкивающихся с другими религиозными организациями и ценностями. Что касается возникновения этого явления, условно называемого «нетрадиционной религиозностью», то оно возникает в тех случаях, когда религиозные институты и нормы, существующие в конкретном обществе в течение длительного времени, оказываются неспособными удовлетворить духовные потребности части верующих, что приводит к появлению новых религиозных организаций. В нашей общественной среде они известны под условными названиями «новые религиозные движения», «нетрадиционные религии», «деструктивные культы», «негативные течения». Религиовед В. Мартинович в своем труде «Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция», основываясь на исследовании около 4 тысяч новых религиозных движений в 93 странах мира, рассматривает «нетрадиционную религиозность» как единую систему, состоящую из неизменного «ядра» и «слоев», часто меняющихся под влиянием ряда факторов, и рассматривает ее как цикличное и непрерывно повторяющееся явление, присущее любому обществу. Активность новых религиозных движений, с которыми мы сталкиваемся сегодня, можно в определенной степени назвать явлением, присущим всем обществам Запада и Востока. Поэтому более логично воспринимать их появление и чрезмерную активность в нашей стране не как «результат скрытой политики других стран и тайных групп», а как постоянное явление в условиях открытых дверей в эпоху глобализации. Конечно, это не означает, что следует бездействовать в отношении новых религиозных движений, организаций и различных культов как постоянных явлений. Поскольку государство со своей стороны работает с законодательными механизмами, основанными на светских принципах, для пресечения чрезмерной активности новых религиозных организаций в обществе, ответственность за сохранение духовного единства общества напрямую связана с активностью мечетей, являющихся очагом традиционной религии, граждан, неравнодушных к духовности, и общественных институтов. В заключение, хотя рост религиозности в обществе является объективной реальностью, то, в каком направлении будет развиваться религиозность в будущем, остается важным вопросом для нашего государства и общества. В настоящее время, когда наблюдается переход от поверхностных представлений о чрезмерной религиозности к религиозному радикализму, несомненно, казахстанское общество желает видеть развитие религиозности в русле, которое положительно влияет на духовное развитие жителей страны, на уважение граждан к законам и требованиям государства.
Мейрам Иманбаев, эксперт, к.с.н.