Роман «Кровь и пот» прочно вошел в наше духовное пространство, ассоциируясь с именем Абдижамиля Нурпеисова, и мы являемся живыми свидетелями того, как этому процессу более полувека, а то и почти шестьдесят лет. Мы до сих пор помним, как с нетерпением ждали продолжения после прочтения первой книги, вышедшей в конце шестидесятых годов прошлого века. В те времена было достаточно свидетельств того, что не только центр, но и села не остались в стороне от понимания художественного явления. Если задуматься сейчас, то тот факт, что в то время, когда массовая культура еще не получила широкого распространения, жизнь казалась гораздо более осмысленной, ведь тогда хотелось не только самому насладиться произведением, но и поделиться впечатлениями с окружающими. Интересно, что когда твое внимание привлекает нечто особенное, как герой Шукшина, ищущий утешения в белой березе, ты тяготеешь к самобытным вещам, которые ближе душе, чем русские или чужие. И тогда ты сам не понимаешь, почему привязываешься к «Последнему долгу». Мы знаем, что первая версия, опубликованная в журнале «Жұлдыз», вызвала бурное обсуждение в прессе, но затем утихла. Ведь слухи о том, что произведение еще не закончено, в конце концов подтвердились, и в книге, вышедшей спустя много лет, авторский стиль, хоть и не похож на стиль кого-либо из казахских писателей, по своему облику напоминал перенесенный в новое время аналог «Крови и пота». Мы иногда убеждаемся, что такое суждение может привести к несправедливому выводу. Новизна системы образов в «Последнем долге» – это мать Жәдігера.
С каждой поездкой в Алматы келин Бакизат с материнским сердцем чувствует это явление, что изображается сурово и нежно. Нурпеисов – непревзойденный мастер в поиске ключа к исследованию национальной самобытности через женский образ.
Недаром в своем предисловии к четырехтомнику он упоминает, что московский критик был очень удивлен и восхищен решением Еламана жениться на одной из двух жен Толеу. В целом, это свидетельствует не только о безупречной чуткости вкуса, но и о преобладании справедливости в оценке художественной ценности. Не прибегая к эпопее «Война и мир», которая занимает почетное место в истории человеческого духа более полутора веков, если вспомнить образы из «Крови и пота» Нурпеисова и начать анализировать их бытие по-своему – то даже второстепенные персонажи, не говоря уже о главных героях, являются уникальными. Герои «Крови и пота» напоминают динозавров, массово вымерших после того, как мир охватил холод и превратился в лед. Само по себе то, что естественная форма произведения, не нарушая тонких и изысканных измерений эстетики погружения в образы, достигает читателя в целостном виде, было свойством, как говорил Касым Аманжолов, «меча, который витязь надел на себя ради клятвы». Литература в те годы напоминает украинское движение «Майдан», где каждый чувствует себя вправе свободно высказывать свое мнение и выносить свой приговор без колебаний. Иногда ты раздражаешься и злишься на упорство тех, кто считает Акбалу копией Аксиньи из «Тихого Дона». Нежелание видеть очевидное, что привлекательность внутреннего мира Акбалы заключается в ее национальной окраске, иногда похоже на уловки двух обманщиков из определения Абая.
«Кровь и пот» и «Последний долг» Нурпеисова, которые можно сохранить для будущего, имеют одну основу в натянутой паутине, но два разных узора в исполнении. В писательской судьбе мало кто, подобно Нурпеисову, чувствовал и нес на себе ответственность за завершение большого полотна, сочетая при этом смелость идти на риск. Если говорить справедливо, то возможные недостатки сюжетной линии в «Последнем долге» могут остаться незамеченными благодаря живописной стройности, подобной сжатому кулаку. Облик «Последнего долга», принесшего в казахскую прозу особый поток повествования, иногда напоминает образ ушедшего из жизни друга. В такой свободной и энергичной манере исполнения он перекликается с трепетным, скорбным воспоминанием самого Нурпеисова о своей прошлой жизни. Мастерство его художественной мастерской, воплощенное пером, в изображении загадочности характера, не встречающейся у представителей других наций, не может не восхищать.
Жумабай ШАШТАЙУЛЫ,
писатель, лауреат Международной премии «Алаш»
«Егемен Қазақстан»