В России давно обсуждается вопрос о переименовании ряда городов, расположенных вблизи Казахстана. Особенно печально, что крупные города, такие как Павлодар и Петропавл, до сих пор носят имена Павла и Петра.
Коренные жители Казахстана предпочитают называть город Павлодар «Кереку». Однако в последнее время появились историки, которые надевают на слово «Кереку» чужую шапку и искажают его по своему усмотрению. По их мнению, слово «Кереку» произошло от имени человека по фамилии Н. Коряков.
По мнению историков, опирающихся на данные местных царско-советских кругов и царско-советского периода, в начале XVIII века некий Н. Коряков поселился на месте нынешнего Павлодара, прибыв из российского города Тара. Позднее, в 1720 году, построенный русскими войсками форпост был назван Коряковским в честь Корякова.
В то время казахи населяли только южные регионы Казахстана, и только в период «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» 1723-1725 годов, под натиском калмыков, они начали переселяться с берегов Сырдарьи в кереку-баянаульский регион Иртыша и оседать там. Следовательно, территория нынешней Павлодарской области – это не историческая родина казахов, а древняя русская земля.
Мы приводим эти сведения не для того, чтобы возвысить пророссийских историков. Наша цель – донести до читателя, что журналист Арман Кани дал убедительный отпор этой «лживой истории» на своей странице в Facebook. Он, опираясь на доводы историка Жамбыла Артыкбаева, утверждает, что человека по фамилии Коряков никогда не было на казахской земле.
Нет никаких оснований для такого вывода. Те же историки, которые наизусть знают биографию атамана Ермака (1532-1585), покорившего Сибирское ханство, ничего не знают о Корякове, который «жил» через два века после Ермака. Они не могут привести ни одного факта о годах его жизни, семье, потомках, соратниках. Даже его профессию называют по-разному: купец, сотник, соледобытчик, градостроитель. Отсюда возникает сомнение, был ли вообще такой человек в истории, не говоря уже о его пребывании в казахской степи.
Данные, приведенные доктором исторических наук Жамбылом Артыкбаевым, доказали, что Коряков – всего лишь легендарный персонаж. Ученый получил из Омска и проанализировал «Чертежную книгу Сибири», составленную русским картографом, географом, историком и летописцем Сибири Семеном Ремезовым в 1699-1701 годах. На этой карте место, где находится нынешний город Павлодар, обозначено как «Коряков Яр».
Более того, историк Артыкбаев нашел данные, свидетельствующие о том, что форпост Коряковский был построен на месте, называемом Коряков Яр. А в момент составления карты русских в этом регионе не было. Следовательно, можно предположить, что «Коряков Яр» – это не русское название, а скорее слово «Кереку жар». В «Словаре тюркских языков» Махмуда Кашгари (1029-1101) написано, что слово «Кереку» – это древнетюркское слово, означающее «дом», «юрту». Следовательно, «Кереку жар» – это древнее название Павлодарского региона. В Казахстане до сих пор встречается много географических названий, таких как «Кереге тас».
На карте, о которой мы говорим, нет ни одного географического названия, названного в честь какого-либо русского человека. Все они являются топонимами на казахском или древнетюркском языках, и видно, что они были искажены или переведены дословно на русский язык: «Ямыш» (Жәміш), «Урочище 9-ти бугров» (Тоғыз бұйрат), «Качир» (Қашыр), «Шиган» (Шыған), «Баталы» (Боталы), «Урочище восьми рыжих жеребцов» (Сегіз жирен (айғыр), «Ирлытюп» (Үйірлітүп), «Сайгачий яр» (Сайғақ жар), «Верблюжий яр» (Түйе жар), «Белое соленое» (Ақсор), «Долгое соленое» (Ұзын сор), «Белые воды» (Ақсу), «Яр Аллабердыев» (Алдаберді жары), «озеро Енкуль» (Енкөл, Енекөл), «р. Тюлка» (Түлкі) и т.д.
Новые выводы Жамбыла Артыкбаева, касающиеся истории региона, были подтверждены научными исследованиями доктора исторических наук Кайырболата Нурбаева, доктора географических наук Куата Сапарова и других ученых. Следует особо отметить, что именно эти ученые с конкретными доказательствами обосновали массовое изменение исконных названий в регионе в результате колониальной политики.
Упомянутые ученые доказали, что озеро и село, которые местные казахи издавна называли Курманколь, Курмантуз, были переименованы в Коряковку.
Как мы уже говорили, по мнению местных царско-советских кругов, территория нынешней Павлодарской области – это не историческая родина казахов, а древняя русская земля. Они совершенно не признают, что керекуский регион Иртыша является исконной родиной казахов, что территория нынешней Павлодарской области в свое время входила в состав Тюркского каганата, Западно-Тюркского каганата, Кимакского каганата, Кыпчакского ханства, Золотой Орды и Ак Орды, а позднее – Казахского ханства.
Если бы зависело от них, они бы начали историю региона с 1720 года, когда был заложен форпост Коряковский. Именно эти советские круги планируют пышно отметить в 2020 году 300-летие военного поста, то есть 3 века завоевания казахской земли Российской империей, различными культурными и политическими мероприятиями…
Некоторые, обосновавшиеся на казахской земле силой царской России и Советского Союза, завидуют казахам в их собственной земле. Они сочиняют историю, чтобы доказать свои злые намерения, и делают все, что им заблагорассудится. Легенда о том, что «Павлодар был основан нашим предком Коряковым», является тому доказательством. Иначе очевидно, что Коряков – это искаженное русское название Кереку. А Кереку – это название древнего поселения, построенного в средние века на месте нынешнего города Павлодар. Поэтому, если бы чиновники суверенной страны, не колеблясь, вернули историческое название городу, названному в честь Павла, было бы здорово!
Арман КАНИ,
город Павлодар