…Детство, звук в ушах стоит,
Разбитой сетью в город теперь?!
Заблудив густой народ в свете,
Как умер сын Кулмамбета?!.
Шеризат МЕКЕБАЕВ
15 ноября – день рождения Алашского достойного сына, сына Кулмамбета, акика айтыс-мира Оразалы Жарылкасынұлы Досбосынова. Рожденный в ноябре, юноша прожил всего 29 лет.
Будь Оразалы акын жив, ему исполнилось бы сорок четыре года. Что поделать?.. Страшная смерть унесла Оразалы, игравшего как горный козел, от нас рано. Не достигнув возраста, ломающего орду, он погиб в автокатастрофе на трассе, соединяющей Шонжы и Калжат. Утешает то, что у него остались двое детей – Нурсултан и Нурайша…
Ау, старики как истинный источник летописи,
Старухи как опора чести и совести.
Невестки, уважающие мужей как своих духовных наставников,
Мужья как Кюльтегин, любивший свой народ. Ассалаумагалейкум, мой Алты Алаш,
Дочери как красные цветы степи.
Талия узкая, обаятельная, тонкая как волос,
Как сочный период воды из ивы.
Юноши как головки костей,
Как свежий период скота, не уступающий в скачках,
Красота города Алматы,
Как юность самой Кыз Жибек.
Кто не удивится белоглавой Алатау,
Как опоре под небом.
А теперь говорящие правду перед народом,
Как судьи Великой Степи прошлого!..
Это слова акын Оразалы, сказанные 15 лет назад в поединке с Абильхаиром Сыздыковым, драгоценные как жемчуг.
По словам матери: Отец Оразалы был из трех братьев. Жарылкасын, Касым, Оразалы. Старший брат Жарылкасына, Оразалы, был акын, певец в Текесе, Китай. И вот, увлекшись творчеством, он пропал без вести. Жарылкасын, чтобы имя его брата не исчезло, дал сыну имя Оразалы.
— Мой сын с девяти лет тяготел к стихам, приходил из школы и вместе со старшим братом Онгаром уходил в дальнюю комнату. «Эй, что делают эти двое?» – спрашивала я, а они отвечали: «Соревнуемся в айтысе». Однажды я сказала: «А ну-ка выйдите и расскажите мне?», Онгар был застенчив, он стеснялся, а Ораз быстро рассказал… – говорит мать Ораза в одном из воспоминаний Саламат Жаксылыкова.
Из этого воспоминания можно понять, что тяга Ораза к айтысу началась с самого детства.
Родившийся на равнине, ставший выдающимся сыном своего казахского народа, сиявший как свет на сцене айтыса, имя Оразалы дорого каждому, предмет большой гордости. Этот благородный человек, известный своим неповторимым сильным голосом в искусстве айтыса, никем не забыт и не будет забыт.
Смерть, смерть, смерть,
Зачем нам вздыхать.
Умерший будет похоронен,
Живому – жизнь…
— как сказал наш брат, акын Мукагали, прошло уже 15 лет, как мы потеряли Ораза в этой мимолетной суетной жизни!
В Союзе писателей Казахстана, в момент прощания с юным сыном, акын Журсин Ерман прочитал последнее стихотворение Оразалы, и это потрясло собравшихся на похороны казахов.
…Судьба кровожадная, чего ты хочешь?
Все ли двенадцать членов твоего тела в порядке?
Если бы я пришел в этот мир как Коркыт,
Я бы не противостоял смерти.
Ибо Азраил стоит на страже,
Не отступая ни при каких обстоятельствах.
Склонившись как голодный горностай,
Искренне поклоняясь Аллаху,
Пока твой лоб не коснется земли,
Пока твой локоть не коснется небес,
Судьба бездомная,
Лучше пади ниц в молитве.
Мухтар, проживший в нужде,
Читал стихи Абая,
На восемнадцать тысяч миров.
Превратившись окончательно в труп,
Когда постучишься в дверь могилы,
Прочти один куплет стиха.
Когда будешь копать мою могилу,
Заверни мою шариковую ручку и похорони вместе,
На одном листе бумаги.
Когда будешь класть меня в гроб,
Сделай то же самое, если нет.
Укрывшись моим кебенеком,
Я буду высказывать свои желания как Асан,
Легенда на просторах смерти.
Тюрки тоже знали свою судьбу,
Когда записывали ее на камне.
Реформатор акын, проложивший новый путь в искусстве айтыса и известный своей особой мелодичностью, Оразалы еще при жизни был назван «сыном Кулмамбета».
«На бесплодной земле не растет счастье,
Не возбуждая кровь криком.
Загорится ли счастье джигита,
Не поклоняясь единому Аллаху?
Мой предок Кодек был акын
Как высокое знамя поэзии.
Я поставил Шаргына говорить,
Он утолил жажду народа, вчера,
Как вода Абильхаята.
Акын Танжарык говорил,
Его слова были полны изящества,
Как дочери Кызаев.
На сегодняшнем собрании,
Я тоже буду говорить так,
Не растекаясь как журчащая вода.
Иначе меня не простят,
Дедушки Жамбыл, Суйинбай.
Я пущусь в галоп,
Как сын, оставшийся от Кулмамбета.
Если ты поддержишь меня, мой гордый народ,
Усилится твоя сила.
Как кумыс с добавлением кумыса…», — так он пел на 200-летии Дулата Бабатайулы, а в 2004 году на айтысе с Абильхаиром Сыздыковым:
Буду говорить, сегодня, буду говорить,
Нет времени, чтобы отстать от слов.
Когда придет моя очередь,
Почему я должен бояться очереди?
Из таких черных верблюдов, как ты,
Сгибая спину как верблюд,
Нападая как голодный волк.
Если буду соревноваться с кыргызами,
Народ казахов,
Я всегда буду отстаивать его честь.
Это твои слова остановились?
Хоть мое имя Ораз,
Мне еще не исполнилось тридцать.
Мой подбородок не покрыт бородой.
Я Суйинбай, я Жамбыл,
Я Танжарык, я Шаргын,
Те, чьи слова не уступали.
Я сын, оставшийся от Кодека,
Между Кызаем и Китаем,
Лежащие и рассказывающие свои стихи.
Я сын, оставшийся от Кулмамбета,
Воспитанный самим народом» — гласит его выступление. После этих двух айтысов народ стал называть Оразалы «сыном Кулмамбета».
На Международном айтысе, проходившем во Дворце Республики в Алматы, тогда еще ученик 9 класса Оразалы Досбосынов в айтысе с кыргызским акыном Туганбаем:
«Я был стихом, песней,
Толковал с домброй.
Если брал домбру в руки,
Предсказывал удачу и неудачу.
Наш народ в Китае,
Казахи покрыли небо.
Мой конь под мной,
Домбра – это ақтангер.
Собравшиеся вокруг братья,
Сегодня и нам нужно быть начеку.
Скажу не хвастаясь,
Кто-то назовет эти стихи хвастовством.
Кто-то назовет их чужими.
Наша земля в Монголии,
Земля, где казахи пасли скот.
Астрахань – наша земля,
Земля, где проскакал наш предок Абылай.
Оренбург – наша земля,
Земля, где ступал наш брат Шокан.
Ташкент – наша земля,
Где вместе с Жалантос Бахадуром
Лежал наш предок Толе би» — эти разлетевшиеся строки стихов еще помнит народ…
В тумане – туман, туманный день,
Принося горе мусульманам,
Серебрянобородого мудреца
Испугав как духа,
Мать кормит ребенка,
Не успев высохнуть молозиву,
Осушая грудь,
Нагруженная на базарах…
…Чиновники с жирными животами,
Пять тысяч тенге в день
Смазывают свой джип маслом.
Старики и старухи с согнутыми спинами,
Их бензобак дороже.
…Простой народ, мы,
Обвиняем друг друга.
Если не находим недостатков, придираемся.
Наш внук, который еще не вышел из колыбели, нервный,
Наш правнук пьяница
…Простой казах,
Что он видит сегодня больше?
Чем длина добытого потом хлеба,
Его ширина больше.
Ваши качающиеся акимы,
В миске их собаки
Лежит еда, которая пахнет больше.
Чем ваши чиновники,
Чем ваши иностранные инвестиции,
Весенний приплод больше.
Чем огромное черное нефтяное месторождение,
Коровье молоко, которым пекут хлеб,
Навоз черной коровы лучше.
Чем ваша земля, которая «продана»,
И вы говорите «это было твоего отца!»,
Лучше могила, оставшаяся у врага.
Чем пустое звание «Ауыл жылы»,
Даже если это будет полный хаос,
Шуба Алдаркосе лучше