Министр торговли и интеграции РК Б. Султанов доложил о ценах на социально значимые продовольственные товары на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК.
По словам Б. Султанова, с начала октября по состоянию на 12 ноября цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 1,1%. При этом, несмотря на сезон сбора урожая, наблюдается рост цен на ряд товаров на десятки процентов.
Так, гречневая крупа подорожала на 46,3%, а с начала года на 62,9%; рис – на 0,7%, с начала года на 32,3%; мука – на 10,2%, с начала года на 27,8%.
Снижение цен в период октября-ноября наблюдается по следующим товарам: подсолнечное масло 0,4%, картофель 3,4%, морковь 4,5%, лук 5,8%, капуста 7,7% и сахар 7,9%.
С начала года максимальный рост цен на социально значимые продовольственные товары наблюдается в Атырауской (13,5%), Павлодарской (12%) областях, городе Нур-Султан (11,8%), Жамбылской и Актюбинской областях (11,4%).
«При этом во всех регионах наблюдается превышение предельных значений в основном на овощи, мясо, хлеб и гречку на 15%. Наибольшее количество предельных значений на социально значимые продовольственные товары зарегистрировано в городах Кызылорда, Шымкент и Туркестан по 6 товарам, это овощи, мука, хлеб и говядина. В городах Алматы, Актобе, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областях – по 5 товарам», — сказал министр.
В целях принятия оперативных мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в межсезонный период и недопущения возможных спекулятивных скачков, в мае 2018 года акиматам были переданы функции по регулированию цен на социально значимые продовольственные товары. Однако, по словам Б. Султанова, на сегодняшний день акиматы фактически не используют данную функцию.
Результаты анализа для определения причин роста цен
Во-первых, это наличие на рынке продуктов питания большого количества дистрибьюторов с различными торговыми надбавками и других неэффективных посредников, несоблюдение условий поставок, отсутствие каналов хранения. В результате это приводит к росту цен на некоторые товары.
Вторая причина – рост объемов экспорта. Благодаря этому наблюдается рост цен на импортируемые товары. Например, в текущем году гречка подорожала вследствие сокращения посевных площадей в стране на 30%. Вместе с тем, в Российской Федерации наблюдается рост цен из-за низкого урожая в течение 5 лет.
Рост цен на рис наблюдается в связи с ростом спроса на казахстанский рис со стороны Узбекистана и Туркменистана. Таким образом, экспорт в указанные страны вырос в 22 раза. В России цены на рис выросли на 14%, то есть с 368,5 тенге/кг до 420,2 тенге в нашей валюте.
«Тем не менее, при проведении анализа по межрегиональным поставкам товаров, мы заметили, что акиматы часто не знают, какие товары производятся в их регионах и откуда их привозят», — сказал Б. Султанов.
Анализ показал, что по многим товарам корреляция составляет более 90%. В связи с открытыми торговыми границами в рамках Евразийского Экономического Союза, на фоне роста цен в России, растут и наши цены, и объемы экспорта.
«Вместе с тем, в связи со значительно более высокими ценами в России по всем продовольственным товарам, это поднимает внутренние казахстанские цены», — сказал министр.
О принимаемых мерах по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары
По словам Б. Султанова, с целью сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары и поэтапного устранения причин их роста Министерство торговли и интеграции совместно с Министерством сельского хозяйства и местными исполнительными органами проводит работу. Разработаны различные механизмы сдерживания цен. На сегодняшний день основным механизмом стабилизации цен является деятельность стабилизационного фонда
Объем продовольственных товаров составляет всего 45 тысяч тонн, что составляет 3% от потребности населения в регионах. При этом, несмотря на низкий объем закупок, 12 из 17 регионов держат выделенные на стабилизационный фонд 2,7 млрд тенге на депозитах банков второго уровня. Фактически эти деньги предназначены для содержания социально-продовольственных корпораций в регионах.
«Для полноценного влияния на ценообразование социально значимых продовольственных товаров необходимо увеличить закупки стабилизационных фондов до 15-20% от потребности населения», — пояснил Б. Султанов.
Кроме того, Б. Султанов рассказал об альтернативных механизмах, не требующих значительных средств из бюджета по удержанию цен.
Во-первых, «оборотная схема» — реализуется льготное финансирование торговых сетей, имеющих встречные обязательства по продаже социально значимых продовольственных товаров по фиксированным ценам. В текущем году «оборотная схема» реализуется в четырех пилотных регионах.
В частности, в городе Алматы заключен договор с ТОО «Magnum» на 1,5 млрд тенге, однако до сих пор не утверждены региональные правила, что ставит под угрозу работу акимата по стабилизации цен.
В городах Нур-Султан, Кызылорда и Костанай, несмотря на предусмотренное бюджетное финансирование (средства СПК), до сих пор не заключены договоры с торговыми сетями и не проведена конкретная работа акиматами по снижению цен.
Также 7 регионов до сих пор не утвердили региональные правила, в связи с чем они не могут использовать ни «оборотную схему», ни льготный механизм работы стабилизационных фондов.
Во-вторых, учитывая дефицит складов в современном формате, Социальные Предпринимательские Корпорации имеют возможность осуществлять форвардную закупку социально значимых продовольственных товаров.
«Учитывая, что основным фактором роста цен являются перекупщики, для нас важно создание современной инфраструктуры торговли и хранения товаров», — сказал Б. Султанов.
В связи с этим начато строительство оптово-распределительных центров, которые будут оказывать услуги производителям по хранению, упаковке, реализации и транспортировке продукции.
К примеру, сегодня в городе Караганда завершается строительство оптово-распределительного центра. Аналогичные объекты в Жамбылской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях строятся в настоящее время, однако их еще необходимо довести до стандартов Карагандинской области.
«16 ноября текущего года мы законодательно определили понятие оптово-распределительных центров и компетенцию Министерства торговли и интеграции по утверждению требований к ним. Сейчас мы совместно с Министерством сельского хозяйства и Азиатским Банком Развития активно прорабатываем новые требования к оптово-распределительным центрам», — сказал Б. Султанов.
В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» в рамках экономики простых вещей создана возможность получения кредита и субсидий для строительства оптово-распределительных центров.
Для повышения инвестиционной привлекательности оптово-распределительных центров мы предлагаем отнести строительство оптово-распределительных центров к инвестиционным приоритетным проектам. По предварительным расчетам объем требуемых инвестиций на строительство региональных оптово-распределительных центров составит около 5,8 млрд тенге.
О запуске мобильного приложения
В конце ноября текущего года в городе Караганда в пилотном режиме будет запущено мобильное приложение Price Scanner, разработанное ТОО «BTS Digital».
Функционал Price Scanner позволит просматривать стоимость товара и отзывы о их качестве во всех магазинах города, а также сравнивать товары и покупать по самой низкой цене. В дальнейшем мобильное приложение Price Scanner будет запущено в других регионах.