Прошло более 100 лет с момента отречения династии Романовых и падения царского самодержавия, и почти 30 лет с момента распада коммунистической партии и образования суверенного государства Республики Казахстан. Тем не менее, в нашем регионе действительно есть земляки, ностальгирующие по царско-советской эпохе, и они склонны реализовывать свои взгляды и позиции, несовместимые с государственной и национальной идеологиями, через различные политические и культурные мероприятия. Со стороны таких групп наблюдаются попытки прославлять завоевательные походы царской России на нашу землю, ставить под сомнение единство нашей территории и ее историко-правовую обоснованность, а также с почтением или с чувством ностальгии вспоминать советские праздники, включенные или не включенные в наш календарь.
Мы до сих пор помним, как наши земляки пытались влиять на местную власть через независимые русскоязычные газеты, подобные «Новому времени», и добиваться выполнения своих требований. Например, в 1990 году царско-советская группа стремилась осуществить празднование 270-летия основания города Павлодара как военной крепости в 1720 году. Они даже планировали привезти казачью военную форму из Омска и устроить театрализованные представления на центральной площади. К счастью, представители интеллигенции и общественные активисты Кереку выступили с возражениями: «Почему мы должны праздновать завоевание казахских земель царскими войсками и строительство крепости?!»
Хотя в то время советские партийные органы еще обладали влиянием, местная власть приняла справедливое решение, и было отмечено только «День города». Тем не менее, царско-советские группы не отказывались от повторения этой попытки каждые 5 лет. Однако их предложения о праздновании 275, 280, 285, 290, 295-летия военной крепости также не были приняты.
В ответ на это редакции независимых русскоязычных изданий стремились сформировать общественное мнение, публикуя статьи, содержащие утверждения о том, что «территория Павлодарской области не является исторической родиной казахов, а представляет собой древние русские земли, присоединенные к Киргизской (Казахской. А.К.) автономной республике в советское время».
Руководитель общественного объединения «Павлодарский дом географии», журналист Александр Вервекин подошел к этому вопросу с другой стороны. Исследовав маршруты царских войск, он в 2016 году снял документальный фильм «Иртыш и его крепости». Также с целью прославления «героизма» начальника отряда, построившего в 1716 году Ямышевскую крепость в Кереку, он пригласил в область экспедицию из российского города Омска под названием «По дорогам Бухгольца»…
На мероприятии «День пожилых людей», проведенном в 2018 году в коммунальном государственном учреждении «Дом дружбы», с гордостью было отмечено, что старшее поколение в молодости было членами ВЛКСМ, и организации исполнилось 100 лет, была спета песня «Комсомольцы, добровольцы!» В тот же год коллектив Историко-краеведческого музея имени Потанина провел челлендж, держа в руках красные флажки!..
А каждый год 9 мая, в День Победы, вы ощущаете себя вернувшимися в советский период! Хотя город Павлодар не входит в число таких героических городов, как Москва, Курск, Сталинград, героически оборонявшихся от нападения немецко-фашистских войск, здесь организуются парады и театрализованные представления, похожие на те, что проходили там, а также шествие «Бессмертного полка» – проекта, придуманного российскими идеологами в последние годы.
Больше всего огорчает пропаганда культа войны на этих мероприятиях, малое количество участников шествия, носивших на груди синюю ленту Победы, утвержденную постановлением Президента РК, и, наоборот, большое количество тех, кто прикреплял к груди разноцветные георгиевские ленты и поднимал красные флаги над головой! Зная, что эти символы стали признаком сепаратизма в украинских регионах Крыма, Донецка и Луганска, мы вынуждены молча страдать от безысходности.
По нашему мнению, в мирном Казахстане, добровольно отказавшемся от ядерных испытаний и закрывшем ядерный полигон, День Победы должен отмечаться в другом формате. Государства в Евразии и Америке отмечают этот праздник иначе, чем в России, с собственным колоритом.
Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне, унесшей жизни 50-55 миллионов человек и принесшей горе и страдания сотням миллионов сирот и вдов, одиноких людей и инвалидов, не должно сопровождаться танцами и песнями на общественных местах, как это делают народы цивилизованных стран. На площадях или у вечных огней, возможно, минутой молчания вспоминают жертв войны, а в религиозных учреждениях проводятся религиозные обряды в память о погибших. Списки в Книге скорби пополняются, а живым ветеранам, вдовам погибших и детям войны, пережившим сиротство, оказывается различная поддержка. Как бы то ни было, мы придерживаемся мнения, что использование образца России, наследницы Советского Союза, названного «империей зла», в нашей стране неуместно. Мы имеем полное юридическое и моральное право организовывать сценарии государственных праздников и памятных дат в нашей стране в соответствии с государственной и национальной идеологиями. В этом контексте вспоминается призыв писателя-фронтовика Виктора Астафьева, много писавшего на военную тематику, не праздновать День Победы, а молиться о мире.
…Итак, в 2020 году исполняется 300 лет с момента постройки первой военной крепости на месте города Павлодара войсками, покорившими керекуйский край Иртыша, и 75 лет с победоносного окончания Великой Отечественной войны. Мы приближаемся к намеченным срокам, наши сердца полны тревоги и беспокойства. Мысль «Что сделают власти в «Акорде» и чиновники в Кереку в грядущий час испытаний?» постоянно крутится в наших головах…
Арман КАНИ,
Город Павлодар