В последние годы казахстанская молодежь все чаще выбирает зарубежные высшие учебные заведения. Многие из них предпочитают получать высшее образование в учебных заведениях Европы, Китая и Малайзии и стремятся остаться там. В связи с этим ректор университета «Нархоз» Эндрю Вахтель дал интервью о конкурентоспособности отечественных учебных заведений и новых подходах в подготовке специалистов.
Эндрю Вахтель – выпускник Гарвардского и Калифорнийского университетов. Руководитель Ассоциации американских международных колледжей и университетов. Был президентом Американского университета в Центральной Азии и с 2018 года руководит университетом «Нархоз» в Алматы.
- Господин Вахтель, как вы думаете, в чем причина выбора казахстанской молодежью зарубежных университетов?
- Прежде всего, это влияние мирового процесса «глобализации». То есть, многие государства открыли свои экономические границы, установили тесные отношения и приступили к совместным проектам. В эпоху глобализации главными предпосылками для того, чтобы стать сильным специалистом, являются: владение несколькими языками, мультикультурализм и отработка коммуникативных навыков. Во-вторых, существует устоявшийся стереотип, что в Казахстане не дают образование международного уровня. Кроме того, на момент обретения независимости вузы Казахстана ориентировались только на отечественный рынок труда и удовлетворяли потребности этого рынка. Им следует пересмотреть учебные программы и провести полную трансформацию.
Казахстан поистине полон талантливой молодежи. Наша главная проблема – отъезд таких молодых людей в зарубежные учебные заведения. Если молодой абитуриент особо одарен и после окончания школы поступит в один из десяти лучших мировых вузов, признанных миром, таких как Harvard, Stanford, Oxford, Cambridge, MIT, то у меня нет никаких возражений. Здесь неправильно говорить родителям или абитуриенту, чтобы они не ехали учиться. Но если родители, ищущие качественное образование для своего ребенка, выбирают такие страны, как Польша, Венгрия, Малайзия, я бы сказал, что они ошибаются. Потому что многие родители не осведомлены о реалиях международного рынка образования, поддаются уговорам агентов на ежегодных образовательных выставках и отдают своих талантливых детей и свои немалые средства в учебные заведения, не известные в академической среде и не отличающиеся достижениями. Здесь возникает главная проблема: маловероятно, что студент, уехавший за границу, вернется в Казахстан после окончания учебы и применит полученные знания для развития страны. Если посмотреть статистику, то значительная часть остается в стране обучения, получает гражданство этой страны и работает на экономику этой страны. Те, кто вернулся в Казахстан, также испытывают трудности с поиском работы. Потому что они провели 17-22 года, возраст, благоприятный для формирования личности и среды, в чужой стране. Если мы «потеряем» молодежь в этот период, то в дальнейшем будет трудно вернуть их государству и заставить работать на экономику Казахстана.
- Значит, отечественные вузы должны рассмотреть современные требования и новые методы обучения?
- Да, сейчас в мире начался период нестабильности. Все сферы общества, в том числе и высшее образование, претерпели большие изменения. Например, 10 лет назад вы могли изучить определенную специальность и предсказать свою будущую карьеру. А сейчас вы с сомнением относитесь к тому, достигнете ли успеха через 5 лет по полученной специальности. Вы не можете с уверенностью сказать, что будете создавать проекты и работать в международной компании. Потому что сейчас, с появлением искусственного интеллекта и высоких технологий, сотни традиционных профессий находятся на грани исчезновения. То есть, ваша нынешняя специальность может полностью исчезнуть через пять лет. В нашем опыте, учитывая эти мировые тенденции, мы приняли решение не готовить конкретных специалистов. Потому что, как вы сами видите, подготовленные нами специалисты могут в короткие сроки уступить место искусственному интеллекту и стать ненужными на рынке труда. Следовательно, специалист, окончивший наш вуз, должен освоить не одну, а несколько специальностей и быть универсалом.
Во-вторых, поскольку университет является социологическим направлением, мы адаптируем студентов к нетехнологическим навыкам, которые не может решить искусственный интеллект. Каким бы мощным ни был искусственный интеллект, у него будут слабые стороны. Например, креативное мышление – это то, что не под силу роботам, поэтому этому навыку уделяется особое внимание в стенах университета. В 2018 году, принимая новую стратегию университета «Нархоз» с пятидесятилетней историей, мы поставили во главу угла четыре ценности. Это – свобода, открытость, стабильность и находчивость. Я уверен, что если мы обеспечим свободу мышления, открытость, креативное мышление студентов и преподавателей, то мы выпустим конкурентоспособных, передовых специалистов.
Вместе с тем, мы решили готовить наших выпускников не только для отечественного рынка, но и для изменчивого мирового рынка. Потому что Казахстан – ведущее государство в Центрально-Азиатском регионе. Казахстан – молодое государство, богатое не только природными ресурсами, но и талантливой молодежью. Экономика развивается стремительными темпами из года в год, приход иностранных компаний в Казахстан – это уникальная возможность. Поэтому мы хотим готовить наших специалистов не только для Казахстана, но и для мирового рынка.
- Вы получили образование в лучших университетах мира и работали в ведущих университетах. Опираясь на этот опыт, что вы посоветуете сделать, чтобы удержать молодежь в стране и поднять экономику государства?
- Еще раз приведу пример из личного опыта. Мы долго размышляли над этим вопросом и разработали двудипломную программу, соответствующую требованиям времени. Это программа для бакалавриата, ориентированная на казахстанский и мировой рынки. То есть, студент, желающий получить двойной диплом, должен уметь излагать свои мысли на английском языке уже на первом курсе. Хотя сейчас многие школьники хорошо владеют английским, студент должен иметь сертификат IELTS не ниже 5.5 баллов. Здесь мы сократили обычную 4-летнюю традиционную программу обучения до 3 лет. Соответственно, четвертый курс он будет учиться в нашем зарубежном университете-партнере. Пока мы договорились только с несколькими вузами. Это – Coventry University в Великобритании, La Rochelle University во Франции и Финансовая академия в России. Студент, обучающийся на четвертом курсе в Ковентри университете (Великобритания), сможет пройти стажировку в международных компаниях этой страны и получить разрешение на работу в этой стране в течение 2 лет. «Каков будет результат этого обучения?» – можете спросить вы. Во-первых, 3 года обучения в Казахстане – это достаточное время для формирования своей среды и налаживания нетворкинга на рынке. А затем, в течение одного года, он сможет учиться и проходить практику в зарубежном вузе и вернуться на родину. Еще одна возможность: если студент у нас изучает финансы или учет и аудит, то в Ковентри университете он сможет изучать бизнес-управление. То есть, через 4 года наш выпускник станет специалистом с казахстанским и зарубежным дипломами, а также с зарубежным опытом. Я считаю, что такие специалисты очень нужны казахстанскому рынку. Официально мы объявим об этой программе на большом мероприятии в университете «Нархоз» 7 декабря. А с начала 2020 года мы начнем принимать кандидатов на эту программу.
- Спасибо за интервью!
КазИнформ