На портале электронного правительства опубликован новый документ о межрегиональной схеме территориального развития Алматинской агломерации, сообщает «Ұлт ақпарат».
В данном документе дается определение Алматинской агломерации, в которую входят Енбекшиказахский, Жамбылский, Илийский, Карасайский, Талгарский районы, городская администрация Капчагая.
В целом, на территории Алматинской агломерации расположены 5 городов и 183 сельских населенных пункта 5 районов. Территории Карасайского и Талгарского районов полностью вошли в состав агломерации.
К 2025 году численность населения в зонах развития агломерационных связей прогнозируется до 3234 тысяч человек, или на 16,2% (на 450,7 тыс. человек). Из них городское население увеличится на 17,3% (или на 345,5 тыс. человек), сельское население – на 13,3% (на 105,2 тыс. человек). Доля городского населения в структуре населения незначительно увеличится. Таким образом, к 2025 году в городах будут проживать 2339,3 тыс. человек, в сельской местности – 894,7 тыс. человек.
К 2035 году численность населения Алматинской агломерации увеличится по сравнению с начальным годом на 35,6% или на 991,7 тыс. человек.
К прогнозному сроку проектирования (2050 год) в Алматинской агломерации будет проживать 4530,8 тыс. человек или 24,5% населения всей республики. В частности, в городах будут проживать 3351,9 тыс. человек, а в сельской местности – 1178,9 тыс. человек. Темп роста всего населения Алматинской агломерации к 2050 году достигнет 62,8%. В зону интенсивных агломерационных процессов Алматинской агломерации входят 148 населенных пунктов, в активную зону – 31 населенный пункт, а в зону слабых агломерационных процессов – 10 населенных пунктов.
«Рост численности населения Алматинской агломерации связан с естественным и миграционным приростом. При увеличении миграционных потоков населения и сохранении естественного прироста город Алматы продолжит оставаться в числе лидеров по темпам роста населения. Приток населения из других регионов страны без учета возможностей социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, экологического состояния территории и рынка труда будет носить неупорядоченный характер. В связи с этим основной проблемой города Алматы в настоящее время является плотность населения», – говорится в документе.
Для регулирования территориального роста города Алматы предлагаются следующие направления:
1) в северном направлении:
На базе города Капчагай предусматривается создание города-контрмагнита и его территориальных ресурсов, способных «притянуть» значительную часть потенциально ориентированного на город Алматы населения. Это связано с тем, что при движении на север снижается сейсмическая опасность. Причина в том, что сейсмическая опасность территории вблизи города Капчагай на 2 балла ниже, чем у города Алматы.
Также улучшение вентиляции воздуха на территории по мере удаления от гор, запасы водных ресурсов (поверхностные, подземные), отсутствие ценных сельскохозяйственных и заповедных территорий в районах, прилегающих к Капчагайскому водохранилищу, улучшение условий для организации отдыха населения на берегу водоема.
Реализацию проектов строительства четырех городов-спутников G-4 City следует осуществлять на основе итерационного подхода. На первом этапе предлагается строительство города Gate City с учетом вложенных в инфраструктуру средств. В случае реализации проекта численность населения города Gate City к 2035 году составит 60 тыс. человек.
К 2050 году необходимо рассмотреть целесообразность строительства остальных городов-спутников на основе сформированных поселений, исходя из сложившейся социально-экономической и экологической ситуации в регионе. При этом строительство новых городов-спутников не должно приводить к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, ухудшению экологической обстановки и увеличению нагрузки на инфраструктуру, учитывая необходимость развития продовольственного пояса города Алматы.
С учетом социально-экономических и экологических характеристик необходимо рассмотреть целесообразность строительства Нового Илийского города к 2050 году;
С учетом социально-экономических и экологических характеристик необходимо рассмотреть целесообразность строительства Нового Илийского города к 2050 году;
2) в южном направлении:
ограничение всех видов строительства, за исключением рекреационных целей;
3) в восточном и западном направлениях:
на западе – формирование контрмагнита города Алматы на базе села Узынагаш, предусматривается развитие транспортно-логистических функций и переработки сельскохозяйственной продукции,
на востоке – село Шелек, расположенное в зоне влияния агломерации, следует преобразовать в потенциальный город-контрмагнит.
Города-спутники Каскелен, Талгар, село Отеген батыра следует сделать центрами транспортно-логистических функций и переработки сельскохозяйственной продукции, а село Жетыген – транспортно-логистическим центром, города Турген и Есик развивать как центры рекреации, туризма и переработки сельскохозяйственной продукции.
Предлагаемые меры будут способствовать регулированию миграционных потоков в ядро-город. Города-контрмагниты будут притягивать миграционные потоки населения.
Документ будет находиться на обсуждении до 13 декабря.