ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Калдыбай Абенов: Помогший с фильмом «Аллажар» — Имангали Тасмагамбетов!

Калдыбай Абенов: Помогший с фильмом «Аллажар» — Имангали Тасмагамбетов!

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 декабря, 2019
in В мире
0

16 декабря 1991 года на седьмой сессии Верховного Совета Республики Казахстан депутаты приняли Закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

А в эти дни декабря 1986 года казахская молодежь, требуя, чтобы у казахов был руководитель — казах, восстала против Москвы. На той площади пролилась кровь казахской молодежи.

Восстание казахской молодежи 16-18 декабря 1986 года стало самым результативным и весомым в многовековой борьбе казахского народа за независимость. Именно эти дни стали путеводной звездой в преодолении суверенитета казахского народа, в утверждении его независимости и доказали, что он никогда никому не позволит попрать свою честь. Мороз декабря, начавшись в Алматы, получил поддержку молодежи областей, районов, сел тогдашней Казахской ССР, а также молодежи соседних государств. Обязательно нужно сказать, что это было первое открытое сопротивление тоталитарному режиму СССР, его коварной политике, направленной на уничтожение малых народов, и удар по власти.

Поскольку это событие переросло в волнения в Баку, Вильнюсе, Тбилиси, Москве и других крупных городах, что в итоге привело к падению огромной тоталитарной империи.

В преддверии этой почитаемой и священной даты мы пригласили на беседу режиссера фильма «Аллажар», раскрывшего правду о декабрьских событиях, Калдыбая Абенова…

— Калдыбай ага, истина в том, что Декабрьское восстание пробудило дух и встряхнуло сознание всего казахского народа. Где вы находились в те трагические дни 1986 года?

— В 1986 году я учился на последнем курсе Всесоюзного института кинематографии (ВГИК) в Москве. В ноябре того года в «Доме кино» в Алматы должно было состояться открытие моих студенческих фильмов. На показ, запланированный на 14 ноября, я привез из Москвы несколько своих фильмов. В то время председателем Союза кинематографистов был наш ага Калтай Мухамеджанов.

После показа мне нужно было снова отвезти фильмы в Москву. Поэтому я заранее купил билет. Поскольку билетов на ближайшие дни не было, мне дали билет на 17 декабря, на 6 часов вечера.

Через месяц, то есть 16 декабря, в том же «Доме кино» состоялся показ документального фильма моего башкирского друга, режиссера Малика Яшимбетова. Там мы услышали новость, которая тяжело ударила по всем нам. Сняли Динмухамеда Кунаева и вместо него поставили Геннадия Колбина из Ульяновска. Эта новость вонзилась в сердце каждого казаха, как стрела. У каждого из нас в голове возник вопрос: неужели для казахской земли не нашлось казахского руководителя?! Мои киргизские и башкирские друзья тоже возмутились этим решением Москвы. После показа мы с директором студии «Казахфильм» Каримом Танаевым в 11 часов ночи пришли в дом зятя Карима ага на пересечении проспекта Абая и улицы Фурманова. Зять много лет проработал в Министерстве внутренних дел. Имел звание полковника. Недавно вышел на пенсию. У него дома мы долго обсуждали эту новость, ставшую ударом для казахов, и искали ответ на вопрос, что нам делать.

Во время Декабрьского восстания Асеке был в Москве. Это факт!

17-го числа, ближе к полудню, я увидел группу молодежи, идущую по нынешней улице Кунаева в сторону площади. Я тоже присоединился к ним и пошел на площадь. Когда мы пришли, там было спокойно. Собравшаяся там молодежь сказала, что хочет мирно заявить о своем несогласии с решением Москвы. Но никто не ожидал, что на площади произойдет бойня.

Затем, поскольку вечером у меня был самолет в Москву, около 4 часов я взял чемодан и поехал домой, чтобы отправиться в аэропорт.

В аэропорту я встретил нашего известного актера Асанали Ашимова. Он тоже летел в Москву сдавать свой фильм «Дермене». Мы с Асеке сели в самолет вместе.

Прибыв в Москву, мы услышали в вечерних новостях, что «в Алматы вышли пьяницы и хулиганы, устроили беспорядки на площади». Мы не поверили.

А я должен был вернуться 18-го вечером. Но пришлось поменять билет. Потому что в те дни из Москвы в Алматы не летал ни один самолет. Только 24 декабря мы получили возможность вернуться в Алматы. Таким образом, я улетел в Алматы 24-го. А Асеке сказал, что полетит 25-го. Важно отметить, что в то время Асанали Ашимова обвиняли в том, что он подписал письмо против декабристов. Но Асеке не было в Алматы в декабрьские дни. Поскольку все самолеты из Москвы в Алматы были отменены, он находился в Москве до 25-го числа. Это факт!

Так я прилетел в Алматы в 4 утра. Приехав, увидел, что аэропорт абсолютно темный. Военные, омоновцы были повсюду. Я почувствовал, что произошло что-то ужасное. С тех пор я начал исследовать Декабрьское восстание. Так начался мой путь к «Аллажару».

Расписка Сегизбаева до сих пор хранится у меня

— Говоря об «Аллажаре», первый сценарий «Аллажара» был совсем другим…

— Да, изначально я думал снимать этот фильм вместе с Нурланом Сегизбаевым. Он был моим хорошим другом. В конце 87-го мы примерно определили название фильма — «Аллажар». Однажды мы встретились с Нурланом. Нурлан сказал, что начал писать сценарий на эту тему. У меня тоже были некоторые мысли, но я еще не начинал. Тогда я сказал ему: «Принеси то, что написал». Ознакомившись с его сценарием, я сразу сказал: «Нурлан, нельзя начинать историю Желтоксана так».

— Каким был сценарий Нурлана Сегизбаева? Как он начинался?

— Там был парень из аула, который работает в городе. 17-го числа он, выпив, вышел на площадь и поджег полицейскую машину. На площади он совершил насилие над русской женщиной. Затем он бежал в свой аул. Там он не смог добраться до своего дома и ушел в горы. Там произошел сход лавины, и этот парень погиб. Вот кратко. Но я не увидел там никакого Желтоксана. Ведь я был на площади. Поэтому позиция Сегизбаева была против нашей нации. К тому же Нурлан, не поняв «Аллажар», написал «Аллаяр». На мои исправления он раздраженно говорил: «Зачем это нужно?». Он был русскоязычным… Кроме того, в нескольких местах наши позиции не совпадали. В итоге он написал расписку об отказе от «Аллажара». Эта его расписка до сих пор хранится у меня.

— Затем вы сами написали сценарий фильма…

— Да. Перед тем как написать сценарий, я слышал о Ляззат Асановой. Затем я сразу написал эссе о Ляззат под названием «Долгая дорога домой». Через это эссе я начал сценарий «Аллажара». Затем я пригласил из Москвы драматурга Александра Лавшина.

Мы с Лавшиным начали ходить по вузам Алматы и расспрашивать о ребятах и девушках, участвовавших в том восстании. Первым учебным заведением, куда мы пошли, был нынешний институт искусств имени Жургенова. Там мы встретили актрису по имени Асия. Эта девушка тоже была на площади. С помощью Асии мы нашли нескольких декабристов. Мы записали все, что рассказали найденные ребята и девушки, и на основе этого написали сценарий.

Тетя Мунайтпасова спрятала в юбке четыре коробки пленки КГБ

— Вы начали работу над «Аллажаром» в 1988 году. В то время у власти был тот самый Колбин. Наверняка было много препятствий и давления на работу над фильмом?

— Да. В июне 1989 года из-за различных препятствий работа над фильмом была остановлена. Но до этого мы проделали значительную работу. Мы выяснили многое. Я нашел видеоматериалы КГБ, снявшие события на площади…

В то время все пленки находились в цехе обработки пленки (ЦОП). Кинопленки «Казахфильма» также обрабатывались в этом ЦОП. Я был в хороших отношениях с начальницей этого цеха, тетей Жанной Мунайтпасовой. Эта женщина спрятала в своей юбке четыре коробки кинопленки КГБ и передала мне.

В то время КГБ сам снимал события на площади. Затем по этим кадрам арестовали многих молодых людей. Но, несмотря на то, что они сами снимали, у них не было места для хранения и обработки пленки, поэтому они передали ее в ЦОП. Тетя Жанна оказала мне большую помощь в получении этих кадров. Я использовал материалы КГБ в фильме.

Тетя Жанна знала, что я начал снимать фильм о Желтоксане. К тому же, в тот год я параллельно снимал документальный фильм о Шакариме вместе с «Аллажаром». А тетя Жанна — прямой потомок того Шакарима.

Я видел ее в последний раз в 2009 году в «Доме кино».

Акана Сатаева я выбрал на главную роль из двух тысяч парней

— А Акан Сатаев, сыгравший главную роль в этом фильме. Расскажите, как Акан Сатаев был выбран на эту роль?

— Да, он один из очень талантливых режиссеров современности. Я выбрал Акана на «Аллажар» из двух тысяч парней. В то время кастинг назывался фотопробой. Я поставил на главную роль в этом фильме Акана и парня, сыгравшего в фильме «Балкон», рядом. Парень из «Балкона» был очень сильным актером. Но его внешность не подходила для персонажа, которого я представлял. А я не решался остановиться на Акане. Потому что в то время Акан только что окончил 10 класс. Поэтому я продолжил поиски. Но через год Акан снова пришел ко мне. Я заметил, что за год он заметно повзрослел и стал мужчиной. Тогда я попробовал снять его снова. Его актерская игра была великолепной. Так я сразу утвердил его на роль и мы приступили к съемкам.

Нурсултан Назарбаев посмотрел «Аллажар» дважды

— Смотрел ли тогдашний президент Нурсултан Назарбаев этот фильм «Аллажар»?

— Смотрел. Дело было так. 17 мая 1996 года мы провели премьеру «Аллажара» в двух залах кинотеатра «Арман» (красном и синем). Презентация прошла с аншлагом.

Во время премьеры, когда я представлял актеров в первом зале, киномеханик подошел к директору кинотеатра и сказал: «Из администрации президента просят пленку для второго зала (синий зал). Не говорите режиссеру». Однако директор, посчитав, что будет неудобно не сказать автору фильма, предупредил меня о случившемся после выхода из кинозала. Я сказал директору, что пленка, показанная в синем зале, была порвана в одном-двух местах. Он тут же сказал: «Свяжись с Имангали и поменяй пленку, будет неудобно».

Тогда я связался с представителями аппарата президента и спросил: «Кто запросил эту пленку?». Они сказали, что это президент Нурсултан Назарбаев. Я сказал им, что пленка порвана, и попросил: «Возьмите другую пленку у меня». Они сразу согласились и сказали, что приедут через 10 минут. Они не спрашивали мой адрес. А мало кто знал мой недавно переехавший адрес. Но представители аппарата президента приехали ко мне домой ровно через 10 минут и забрали пленку.

Это произошло через 4-5 часов после премьеры «Аллажара».

— Как он воспринял фильм? Он встретился с вами лично? Или связался через представителей администрации?

— Нет. Но его помощники забрали «Аллажар», и фильм пролежал в его кабинете два месяца. В то время Назарбаев находился за границей. Закончив двухмесячную рабочую поездку, он решил посмотреть «Аллажар». Руководители кино отправили своих людей к Назарбаеву в качестве советников. Талгат Теменов был одним из этих советников. Отношение Такена ко мне было не очень хорошим. Кроме Теменова, там были и другие люди. Но Талгат очень «красиво» указал на мои ошибки в фильме. И говорил такие вещи, как «он против правительства, оппозиционер». Не знаю, слушал ли Нуреке его или нет, но после просмотра он пригласил Имангали и сказал: «Я посмотрел «Аллажар» дважды. Он снят очень хорошо. Но в этом фильме есть места, которые нужно сократить». Об этом мне рассказал Имангали при личной встрече.

Помогший с фильмом «Аллажар» — Имангали Тасмагамбетов!

— Когда и как вы с ним встретились?

— Через два месяца после премьеры. По дороге в Бишкек, на берегу озера, мы отмечали день рождения нашего ага Мухтара Шаханова. Туда подъехал черный автомобиль. Сразу же один человек сказал: «Калеке, пойдемте». Я спросил: «Куда?» — «Вице-премьер Имангали Тасмагамбетов ждет вас», — сказал он. Я сказал: «Простите, мы здесь отмечаем день рождения Мухана. Мне будет неудобно оставить Мухана и декабристов сейчас. Может, отложим на потом?» — попросил я их. «Вице-премьер сказал доставить вас срочно! Готовы вы или нет, нам неизвестно. Идите! Имеке ждет», — сказали они.

Так я приехал в офис Имангали Тасмагамбетова в Доме правительства. Мы сели за стол.

Я сказал Имангали:

— Имеке, простите, я весь в пыли, я не был готов к встрече с вами сегодня, — сказал я, на что он ответил:

— Ничего страшного, вы же люди искусства, — сказал он.

Затем Имангали Тасмагамбетов сказал мне:

— Калеке, ваш фильм хорошо принят публикой. Мы думаем представить этот фильм на государственную премию в будущем. Наш Президент тоже высоко оценил «Аллажар». Он посмотрел фильм не один, а два раза и ему он понравился. Но в этом фильме есть места, которые нужно сократить.

Затем Имеке показал мне бумагу с советом Президента о сокращении фильма. Там Нуреке дал список кадров, которые нужно удалить из фильма.

Я просмотрел строки в бумаге и сказал ему:

— Вы сами сказали, что Нуреке понравился фильм. Чем фильм хорош? Ведь зритель радуется там, где ему радостно, и печалится там, где ему печально. Когда пробуждается его гордость, разве его дух не поднимается?! Поэтому, Имеке, я не осмелюсь сокращать, — и я отодвинул бумагу с указанием сокращений перед Имангали.

Имеке после некоторого молчания сказал:

— Подумайте… — сказал он мне. Бумага осталась между нами.

А 10 мая его посмотрели люди из аппарата Президента, отвечающие за внутреннюю и внешнюю политику, а также люди из КГБ и МВД. На той встрече присутствовал и наш ага Валихан Калижан.

Кажыгельдин — человек, который сразу же выступил против «Аллажара»

На самом деле, мне помог с «Аллажаром» Имангали Тасмагамбетов. Имеке в то время был третьим человеком после Кажыгельдина. Но Кажыгельдин сразу же выступил против «Аллажара». А Имеке в то время обошел Кажыгельдина и вышел напрямую на Назарбаева.

В целом, Имангали — гражданин, сочувствующий своей стране среди казахских политиков. Я высоко ценю его труд. Он оказал нам большую помощь и в 2006 году, когда исполнилось 20 лет Декабрьским событиям.

Конечно, произошедшее в том году событие «Шанырак» стало большой ошибкой Имеке. Я тогда открыто выступил против Имангали. В том событии мой друг Арон Атабек был осужден. Я был его общественным защитником. Но когда я выступил против, его помощница Аида Балаева сказала: «Вы поступили зря. Он вас очень любит».

Истинная цель России — уничтожить все тюркские государства!

— Сейчас мы в полной мере понимаем значение того Декабрьского восстания?

— В 1986 году Москва, приведя Колбина к власти, фактически напрямую приступила к политике денационализации казахов. По моему мнению, истинная цель России в долгосрочной перспективе — уничтожить все тюркские государства. Потому что они боялись пантюркизма.

Ведь до этого они проводили эксперименты над тюркскими странами в составе СССР. Так начались «Узбекское дело», «Кыргызское дело». Теперь они постепенно начали наступление на казахское государство. Но казахи проявили другую реакцию.

Я думаю, если мы вникнем в этот глубинный смысл Декабрьского восстания, его значение возрастет еще больше, чем раньше. Поэтому мы еще не до конца осмыслили его тюркские корни.

— Каковы ваши жизненные принципы?

— Прежде всего, я хочу быть чистым перед своей совестью. Во-вторых, будучи мужчиной, понятие чести для меня очень священно. Наши казахские мужчины были верны своему слову, отважны. Мы видели это в декабре. Затем, добросовестно выполнять свою работу и оставить добрый след для последующих поколений.

Скучаю по ага Болатхану Тайжану

— По кому вы скучаете?

— Я много общался с известными личностями казахского народа. Был у нас ага по имени Болатхан Тайжан. Он был одним из тех, кто был чист душой и находился на передовой в политике. Он много раз был гостем в этом доме. Дал мне много советов. Иногда я скучаю по нему.

Также я скучаю по своему учителю в Москве Юрию Николаевичу Озерову. Он был мне как отец, заботился обо мне. Интересно, что все, что он говорил, сбывалось в моей жизни. Но я не очень слушал советы своего учителя.

Человек, не говорящий на своем языке — духовно неполноценный!

— Вы прощаете?

— Я ни на кого не обижаюсь. Все мы люди. К сожалению, некоторые люди, работающие в казахском кино, создали мне много препятствий. Я действительно обижаюсь на них как на коллег. Но как на людей я понимаю и этих граждан.

— Видите ли вы в молодежи независимого Казахстана ту же силу, что и у молодежи того Декабря?

— К сожалению, я иногда замечаю молодежь, которая пренебрежительно относится к казахскому языку. Человек, не говорящий на своем языке, становится духовно неполноценным. От них ничего нельзя ожидать.

Но наша нынешняя надежда — это молодежь, подобная Димашу Кудайбергену. Димаш поднимает наш дух и возвышает нашу честь. Я верю в такую молодежь, любящую свою страну!

— Большое спасибо за откровенный разговор, ага…

— Вам тоже спасибо!

Беседовала Нурбике Бексултан кызы

Abai.kz

Previous Post

Глава государства выразил обеспокоенность ростом числа разводов среди молодежи

Next Post

Военнослужащие проходят специальную подготовку

Next Post

Военнослужащие проходят специальную подготовку

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.