16 декабря 1991 года на седьмой сессии Верховного Совета Республики Казахстан депутаты приняли Закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
А в эти дни декабря 1986 года казахская молодежь, требуя, чтобы у казахов был руководитель — казах, восстала против Москвы. На той площади пролилась кровь казахской молодежи.
Восстание казахской молодежи 16-18 декабря 1986 года стало самым результативным и весомым в многовековой борьбе казахского народа за независимость. Именно эти дни стали путеводной звездой в преодолении суверенитета казахского народа, в утверждении его независимости и доказали, что он никогда никому не позволит попрать свою честь. Мороз декабря, начавшись в Алматы, получил поддержку молодежи областей, районов, сел тогдашней Казахской ССР, а также молодежи соседних государств. Обязательно нужно сказать, что это было первое открытое сопротивление тоталитарному режиму СССР, его коварной политике, направленной на уничтожение малых народов, и удар по власти.
Поскольку это событие переросло в волнения в Баку, Вильнюсе, Тбилиси, Москве и других крупных городах, что в итоге привело к падению огромной тоталитарной империи.
В преддверии этой почитаемой и священной даты мы пригласили на беседу режиссера фильма «Аллажар», раскрывшего правду о декабрьских событиях, Калдыбая Абенова…
— Калдыбай ага, истина в том, что Декабрьское восстание пробудило дух и встряхнуло сознание всего казахского народа. Где вы находились в те трагические дни 1986 года?
— В 1986 году я учился на последнем курсе Всесоюзного института кинематографии (ВГИК) в Москве. В ноябре того года в «Доме кино» в Алматы должно было состояться открытие моих студенческих фильмов. На показ, запланированный на 14 ноября, я привез из Москвы несколько своих фильмов. В то время председателем Союза кинематографистов был наш ага Калтай Мухамеджанов.
После показа мне нужно было снова отвезти фильмы в Москву. Поэтому я заранее купил билет. Поскольку билетов на ближайшие дни не было, мне дали билет на 17 декабря, на 6 часов вечера.
Через месяц, то есть 16 декабря, в том же «Доме кино» состоялся показ документального фильма моего башкирского друга, режиссера Малика Яшимбетова. Там мы услышали новость, которая тяжело ударила по всем нам. Сняли Динмухамеда Кунаева и вместо него поставили Геннадия Колбина из Ульяновска. Эта новость вонзилась в сердце каждого казаха, как стрела. У каждого из нас в голове возник вопрос: неужели для казахской земли не нашлось казахского руководителя?! Мои киргизские и башкирские друзья тоже возмутились этим решением Москвы. После показа мы с директором студии «Казахфильм» Каримом Танаевым в 11 часов ночи пришли в дом зятя Карима ага на пересечении проспекта Абая и улицы Фурманова. Зять много лет проработал в Министерстве внутренних дел. Имел звание полковника. Недавно вышел на пенсию. У него дома мы долго обсуждали эту новость, ставшую ударом для казахов, и искали ответ на вопрос, что нам делать.
Во время Декабрьского восстания Асеке был в Москве. Это факт!
17-го числа, ближе к полудню, я увидел группу молодежи, идущую по нынешней улице Кунаева в сторону площади. Я тоже присоединился к ним и пошел на площадь. Когда мы пришли, там было спокойно. Собравшаяся там молодежь сказала, что хочет мирно заявить о своем несогласии с решением Москвы. Но никто не ожидал, что на площади произойдет бойня.
Затем, поскольку вечером у меня был самолет в Москву, около 4 часов я взял чемодан и поехал домой, чтобы отправиться в аэропорт.
В аэропорту я встретил нашего известного актера Асанали Ашимова. Он тоже летел в Москву сдавать свой фильм «Дермене». Мы с Асеке сели в самолет вместе.
Прибыв в Москву, мы услышали в вечерних новостях, что «в Алматы вышли пьяницы и хулиганы, устроили беспорядки на площади». Мы не поверили.
А я должен был вернуться 18-го вечером. Но пришлось поменять билет. Потому что в те дни из Москвы в Алматы не летал ни один самолет. Только 24 декабря мы получили возможность вернуться в Алматы. Таким образом, я улетел в Алматы 24-го. А Асеке сказал, что полетит 25-го. Важно отметить, что в то время Асанали Ашимова обвиняли в том, что он подписал письмо против декабристов. Но Асеке не было в Алматы в декабрьские дни. Поскольку все самолеты из Москвы в Алматы были отменены, он находился в Москве до 25-го числа. Это факт!
Так я прилетел в Алматы в 4 утра. Приехав, увидел, что аэропорт абсолютно темный. Военные, омоновцы были повсюду. Я почувствовал, что произошло что-то ужасное. С тех пор я начал исследовать Декабрьское восстание. Так начался мой путь к «Аллажару».
Расписка Сегизбаева до сих пор хранится у меня
— Говоря об «Аллажаре», первый сценарий «Аллажара» был совсем другим…
— Да, изначально я думал снимать этот фильм вместе с Нурланом Сегизбаевым. Он был моим хорошим другом. В конце 87-го мы примерно определили название фильма — «Аллажар». Однажды мы встретились с Нурланом. Нурлан сказал, что начал писать сценарий на эту тему. У меня тоже были некоторые мысли, но я еще не начинал. Тогда я сказал ему: «Принеси то, что написал». Ознакомившись с его сценарием, я сразу сказал: «Нурлан, нельзя начинать историю Желтоксана так».
— Каким был сценарий Нурлана Сегизбаева? Как он начинался?
— Там был парень из аула, который работает в городе. 17-го числа он, выпив, вышел на площадь и поджег полицейскую машину. На площади он совершил насилие над русской женщиной. Затем он бежал в свой аул. Там он не смог добраться до своего дома и ушел в горы. Там произошел сход лавины, и этот парень погиб. Вот кратко. Но я не увидел там никакого Желтоксана. Ведь я был на площади. Поэтому позиция Сегизбаева была против нашей нации. К тому же Нурлан, не поняв «Аллажар», написал «Аллаяр». На мои исправления он раздраженно говорил: «Зачем это нужно?». Он был русскоязычным… Кроме того, в нескольких местах наши позиции не совпадали. В итоге он написал расписку об отказе от «Аллажара». Эта его расписка до сих пор хранится у меня.
— Затем вы сами написали сценарий фильма…
— Да. Перед тем как написать сценарий, я слышал о Ляззат Асановой. Затем я сразу написал эссе о Ляззат под названием «Долгая дорога домой». Через это эссе я начал сценарий «Аллажара». Затем я пригласил из Москвы драматурга Александра Лавшина.
Мы с Лавшиным начали ходить по вузам Алматы и расспрашивать о ребятах и девушках, участвовавших в том восстании. Первым учебным заведением, куда мы пошли, был нынешний институт искусств имени Жургенова. Там мы встретили актрису по имени Асия. Эта девушка тоже была на площади. С помощью Асии мы нашли нескольких декабристов. Мы записали все, что рассказали найденные ребята и девушки, и на основе этого написали сценарий.
Тетя Мунайтпасова спрятала в юбке четыре коробки пленки КГБ
— Вы начали работу над «Аллажаром» в 1988 году. В то время у власти был тот самый Колбин. Наверняка было много препятствий и давления на работу над фильмом?
— Да. В июне 1989 года из-за различных препятствий работа над фильмом была остановлена. Но до этого мы проделали значительную работу. Мы выяснили многое. Я нашел видеоматериалы КГБ, снявшие события на площади…
В то время все пленки находились в цехе обработки пленки (ЦОП). Кинопленки «Казахфильма» также обрабатывались в этом ЦОП. Я был в хороших отношениях с начальницей этого цеха, тетей Жанной Мунайтпасовой. Эта женщина спрятала в своей юбке четыре коробки кинопленки КГБ и передала мне.
В то время КГБ сам снимал события на площади. Затем по этим кадрам арестовали многих молодых людей. Но, несмотря на то, что они сами снимали, у них не было места для хранения и обработки пленки, поэтому они передали ее в ЦОП. Тетя Жанна оказала мне большую помощь в получении этих кадров. Я использовал материалы КГБ в фильме.
Тетя Жанна знала, что я начал снимать фильм о Желтоксане. К тому же, в тот год я параллельно снимал документальный фильм о Шакариме вместе с «Аллажаром». А тетя Жанна — прямой потомок того Шакарима.
Я видел ее в последний раз в 2009 году в «Доме кино».
Акана Сатаева я выбрал на главную роль из двух тысяч парней
— А Акан Сатаев, сыгравший главную роль в этом фильме. Расскажите, как Акан Сатаев был выбран на эту роль?
— Да, он один из очень талантливых режиссеров современности. Я выбрал Акана на «Аллажар» из двух тысяч парней. В то время кастинг назывался фотопробой. Я поставил на главную роль в этом фильме Акана и парня, сыгравшего в фильме «Балкон», рядом. Парень из «Балкона» был очень сильным актером. Но его внешность не подходила для персонажа, которого я представлял. А я не решался остановиться на Акане. Потому что в то время Акан только что окончил 10 класс. Поэтому я продолжил поиски. Но через год Акан снова пришел ко мне. Я заметил, что за год он заметно повзрослел и стал мужчиной. Тогда я попробовал снять его снова. Его актерская игра была великолепной. Так я сразу утвердил его на роль и мы приступили к съемкам.
Нурсултан Назарбаев посмотрел «Аллажар» дважды
— Смотрел ли тогдашний президент Нурсултан Назарбаев этот фильм «Аллажар»?
— Смотрел. Дело было так. 17 мая 1996 года мы провели премьеру «Аллажара» в двух залах кинотеатра «Арман» (красном и синем). Презентация прошла с аншлагом.
Во время премьеры, когда я представлял актеров в первом зале, киномеханик подошел к директору кинотеатра и сказал: «Из администрации президента просят пленку для второго зала (синий зал). Не говорите режиссеру». Однако директор, посчитав, что будет неудобно не сказать автору фильма, предупредил меня о случившемся после выхода из кинозала. Я сказал директору, что пленка, показанная в синем зале, была порвана в одном-двух местах. Он тут же сказал: «Свяжись с Имангали и поменяй пленку, будет неудобно».
Тогда я связался с представителями аппарата президента и спросил: «Кто запросил эту пленку?». Они сказали, что это президент Нурсултан Назарбаев. Я сказал им, что пленка порвана, и попросил: «Возьмите другую пленку у меня». Они сразу согласились и сказали, что приедут через 10 минут. Они не спрашивали мой адрес. А мало кто знал мой недавно переехавший адрес. Но представители аппарата президента приехали ко мне домой ровно через 10 минут и забрали пленку.
Это произошло через 4-5 часов после премьеры «Аллажара».
— Как он воспринял фильм? Он встретился с вами лично? Или связался через представителей администрации?
— Нет. Но его помощники забрали «Аллажар», и фильм пролежал в его кабинете два месяца. В то время Назарбаев находился за границей. Закончив двухмесячную рабочую поездку, он решил посмотреть «Аллажар». Руководители кино отправили своих людей к Назарбаеву в качестве советников. Талгат Теменов был одним из этих советников. Отношение Такена ко мне было не очень хорошим. Кроме Теменова, там были и другие люди. Но Талгат очень «красиво» указал на мои ошибки в фильме. И говорил такие вещи, как «он против правительства, оппозиционер». Не знаю, слушал ли Нуреке его или нет, но после просмотра он пригласил Имангали и сказал: «Я посмотрел «Аллажар» дважды. Он снят очень хорошо. Но в этом фильме есть места, которые нужно сократить». Об этом мне рассказал Имангали при личной встрече.
Помогший с фильмом «Аллажар» — Имангали Тасмагамбетов!
— Когда и как вы с ним встретились?
— Через два месяца после премьеры. По дороге в Бишкек, на берегу озера, мы отмечали день рождения нашего ага Мухтара Шаханова. Туда подъехал черный автомобиль. Сразу же один человек сказал: «Калеке, пойдемте». Я спросил: «Куда?» — «Вице-премьер Имангали Тасмагамбетов ждет вас», — сказал он. Я сказал: «Простите, мы здесь отмечаем день рождения Мухана. Мне будет неудобно оставить Мухана и декабристов сейчас. Может, отложим на потом?» — попросил я их. «Вице-премьер сказал доставить вас срочно! Готовы вы или нет, нам неизвестно. Идите! Имеке ждет», — сказали они.
Так я приехал в офис Имангали Тасмагамбетова в Доме правительства. Мы сели за стол.
Я сказал Имангали:
— Имеке, простите, я весь в пыли, я не был готов к встрече с вами сегодня, — сказал я, на что он ответил:
— Ничего страшного, вы же люди искусства, — сказал он.
Затем Имангали Тасмагамбетов сказал мне:
— Калеке, ваш фильм хорошо принят публикой. Мы думаем представить этот фильм на государственную премию в будущем. Наш Президент тоже высоко оценил «Аллажар». Он посмотрел фильм не один, а два раза и ему он понравился. Но в этом фильме есть места, которые нужно сократить.
Затем Имеке показал мне бумагу с советом Президента о сокращении фильма. Там Нуреке дал список кадров, которые нужно удалить из фильма.
Я просмотрел строки в бумаге и сказал ему:
— Вы сами сказали, что Нуреке понравился фильм. Чем фильм хорош? Ведь зритель радуется там, где ему радостно, и печалится там, где ему печально. Когда пробуждается его гордость, разве его дух не поднимается?! Поэтому, Имеке, я не осмелюсь сокращать, — и я отодвинул бумагу с указанием сокращений перед Имангали.
Имеке после некоторого молчания сказал:
— Подумайте… — сказал он мне. Бумага осталась между нами.
А 10 мая его посмотрели люди из аппарата Президента, отвечающие за внутреннюю и внешнюю политику, а также люди из КГБ и МВД. На той встрече присутствовал и наш ага Валихан Калижан.
Кажыгельдин — человек, который сразу же выступил против «Аллажара»
На самом деле, мне помог с «Аллажаром» Имангали Тасмагамбетов. Имеке в то время был третьим человеком после Кажыгельдина. Но Кажыгельдин сразу же выступил против «Аллажара». А Имеке в то время обошел Кажыгельдина и вышел напрямую на Назарбаева.
В целом, Имангали — гражданин, сочувствующий своей стране среди казахских политиков. Я высоко ценю его труд. Он оказал нам большую помощь и в 2006 году, когда исполнилось 20 лет Декабрьским событиям.
Конечно, произошедшее в том году событие «Шанырак» стало большой ошибкой Имеке. Я тогда открыто выступил против Имангали. В том событии мой друг Арон Атабек был осужден. Я был его общественным защитником. Но когда я выступил против, его помощница Аида Балаева сказала: «Вы поступили зря. Он вас очень любит».
Истинная цель России — уничтожить все тюркские государства!
— Сейчас мы в полной мере понимаем значение того Декабрьского восстания?
— В 1986 году Москва, приведя Колбина к власти, фактически напрямую приступила к политике денационализации казахов. По моему мнению, истинная цель России в долгосрочной перспективе — уничтожить все тюркские государства. Потому что они боялись пантюркизма.
Ведь до этого они проводили эксперименты над тюркскими странами в составе СССР. Так начались «Узбекское дело», «Кыргызское дело». Теперь они постепенно начали наступление на казахское государство. Но казахи проявили другую реакцию.
Я думаю, если мы вникнем в этот глубинный смысл Декабрьского восстания, его значение возрастет еще больше, чем раньше. Поэтому мы еще не до конца осмыслили его тюркские корни.
— Каковы ваши жизненные принципы?
— Прежде всего, я хочу быть чистым перед своей совестью. Во-вторых, будучи мужчиной, понятие чести для меня очень священно. Наши казахские мужчины были верны своему слову, отважны. Мы видели это в декабре. Затем, добросовестно выполнять свою работу и оставить добрый след для последующих поколений.
Скучаю по ага Болатхану Тайжану
— По кому вы скучаете?
— Я много общался с известными личностями казахского народа. Был у нас ага по имени Болатхан Тайжан. Он был одним из тех, кто был чист душой и находился на передовой в политике. Он много раз был гостем в этом доме. Дал мне много советов. Иногда я скучаю по нему.
Также я скучаю по своему учителю в Москве Юрию Николаевичу Озерову. Он был мне как отец, заботился обо мне. Интересно, что все, что он говорил, сбывалось в моей жизни. Но я не очень слушал советы своего учителя.
Человек, не говорящий на своем языке — духовно неполноценный!
— Вы прощаете?
— Я ни на кого не обижаюсь. Все мы люди. К сожалению, некоторые люди, работающие в казахском кино, создали мне много препятствий. Я действительно обижаюсь на них как на коллег. Но как на людей я понимаю и этих граждан.
— Видите ли вы в молодежи независимого Казахстана ту же силу, что и у молодежи того Декабря?
— К сожалению, я иногда замечаю молодежь, которая пренебрежительно относится к казахскому языку. Человек, не говорящий на своем языке, становится духовно неполноценным. От них ничего нельзя ожидать.
Но наша нынешняя надежда — это молодежь, подобная Димашу Кудайбергену. Димаш поднимает наш дух и возвышает нашу честь. Я верю в такую молодежь, любящую свою страну!
— Большое спасибо за откровенный разговор, ага…
— Вам тоже спасибо!
Беседовала Нурбике Бексултан кызы
Abai.kz