Руководитель Научного центра археологии и этнографии Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата Азилхан Тажикеев прокомментировал внесение изменений и дополнений в закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», сообщает КазАгентство.
«При принятии этого закона было проведено несколько заседаний и обсуждений. Я участвовал в 2-3 заседаниях. Я считаю, что пришло время внести изменения и дополнения в этот закон. Это требование времени», — говорит Азилхан Тажикеев.
Он остановился на ряде изменений, внесенных в закон.
«Во-первых, на основе программы Елбасы «Рухани жаңғыру» в закон внесен пункт «Сакральные памятники». Во-вторых, отныне местные органы власти региона, где расположен памятник, будут уведомляться о проведении исследовательских работ. Этот вопрос рассматривался и в прежнем законе, но в новом законе более точно указано, когда следует уведомлять и какова цель. Например, бывали случаи, когда местные органы власти и местные ученые не знали о прибытии в регион экспедиций, организованных крупными научными центрами, такими как Алматы, Нур-Султан», — говорит руководитель центра.
Он также отметил, что отныне только специально созданная комиссия будет решать, какие предметы, найденные при раскопках, будут переданы в музей.
«В-третьих, в этом законе введен порядок передачи предметов, обнаруженных при археологических раскопках, в музей. Это было и в прежнем законе, но в этом законе регламент передачи указан более точно. Теперь найденные предметы, после соответствующей обработки, должны быть обязательно переданы в государственные музеи, должны быть заполнены акт приема, акт передачи, и к ним должны прилагаться отчет с фотографиями и описанием этих предметов. Также комиссия рассмотрит найденные предметы и решит, в какой музей их передать.
В-четвертых, изменился порядок выдачи лицензий на проведение археологических исследований. В настоящее время в Казахстане более ста ТОО и индивидуальных предпринимателей имеют лицензии. Из-за количества, а не качества – ситуация привела к разрушению исторических памятников. Раньше ведущий археолог мог быть руководителем или исполнителем по нескольким лицензиям. Отныне один ученый, один научный руководитель получает лицензию только от одного учреждения. Теперь один ученый не будет иметь права получать несколько лицензий. Я думаю, что количество лицензий уменьшится в несколько раз, что положительно скажется на качестве работ и даст хороший результат», — говорит он.