Лев Толстой в своем знаменитом романе «Воскресение» прекрасно описывает этапы очищения молодого дворянина, однажды поддавшегося юношеским страстям, и достижения через это нравственного совершенства. Через многострадальную судьбу Нехлюдова, который, начиная с раскаяния перед Масловой, запятнавшей свою честь, прошел через столкновение с истинным обликом общества и своей внутренней сущностью, борясь и очищаясь, и преодолев ступени личностного становления, мы видим самого Толстого, ставшего, по выражению Абая, «целостным человеком». Поэтому это произведение представляется нам главным творением великого писателя.
Нам неизвестно, читал ли Абай этот роман своего любимого писателя, воспевшего: «Салтыков и Толстой – нежданно, негаданно». Нам известно, что поэт, неся бремя мук разума, глубоко погружаясь в глубины своего сердца, очищаясь через весы души от «справедливости и разума, от всего виденного и познанного», стал «неизменным благородным человеком». Несомненно, что мыслитель, показавший, что «добродетель человека, его драгоценное сокровище находится в чистом сердце», когда сказал: «Если изгнать грязь изнутри, то в груди человека – мудрость», не черпал науку о душе только из одного источника; он нашел истину, гармонично сочетая народную мудрость «душа моя – жертва моей чести», глубокие течения ислама, почитающего совершенного человека, и западные знания! Это ясно видно как из жизненного пути Абая, так и из всего хода его творчества. Сначала будучи юношей, затем участвуя в управлении, потом разочаровавшись и даже оказавшись в глубоком тупике, с сомнением глядя на будущее своего народа, он в конце концов находит свою истину, очищается наукой о душе и встает на путь просвещения. Тем самым он выходит за пределы аула и становится мудрецом всечеловеческого масштаба. В этом случае вспоминаются слова мудреца, исправившего речь казахов и оберегавшего себя: «Чтобы стать стражем казахов, мы тоже должны стремиться стать народом, войти в число народов».