Думаю, общественность хорошо осведомлена о недавней публикации статьи Президента Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке». В своей статье Президент подробно проанализировал мир Абая, связав его с современностью, государственным строительством и развитием страны. Это показало всем нам, что к наследию Абая нужно относиться по-новому. Касым-Жомарт Кемелевич также обозначил в своей статье главное условие впервые введенного в оборот понятия «разумный патриотизм». Мы ясно видим это в выводе: «Мы должны научиться любить нацию по-абаевски. Хотя великий поэт сильно критиковал свою нацию, он преследовал лишь одну цель – возвысить казахов, свой народ».
Наследие Абая исследовалось в течение почти двух веков. Истоки абаеведения начинаются с движения «Алаш», уникального явления в истории казахской истории начала XX века. Тем не менее, рассмотрение наследия Абая с точки зрения политической философии откроет новые грани. Поэтому Президент говорит: «Он выдвинул идею построения справедливого общества. Следовательно, взгляды Абая бесценны для казахстанского общества в XXI веке, для его мира и единства. Принципы мудреца Абая перекликаются с принципами цивилизованного государства». Здесь было бы уместно напомнить, что основным столпом предвыборной программы Президента является «Справедливость».
Абай Кунанбайулы совершил исторический поворот в казахском мышлении. Он является гением, который направил в новое русло не только казахскую литературу, но и всю последующую систему мышления. Следовательно, рождение «алаша» по стопам Абая было закономерностью. Они стремились не только к «справедливому обществу», о котором мечтал Абай, но и к превращению всех человеческих, личностных ценностей, систематизированных Абаем, в целостный национальный характер. Эта тоска видна в размышлениях Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынулы, Миржакыпа Дулатулы об Абае.
Абай распространял вокруг себя примеры и освещал их. В свое время было много известных поэтов, которые вращались вокруг Абая и перенимали его пример. По этому поводу старейшина Кайым Мухамедханов провел специальное исследование. Известно, что поэты после Абая ориентировались и находили направление в соответствии с мудростью великого поэта. Одним из таких поэтов был Кокбай. В своих воспоминаниях о мудреце он говорит, что Абай дал ему специальное задание написать дастан об истории Кенесары и Наурызбая. Он даже пишет, что Абай не одобрил строки Кокбая о знаменитом коне «Агауыз», подаренном Наурызбаю Агыбаем, и раскритиковал его, сказав: «Это не тот конь, на котором ездил Наурызбай», а на следующий день, написав стихотворение «С гривой, как шокпар, с ушами, как камыш», и не полюбив его, он сожалел, говоря: «И это стало бесполезным».
Дело здесь не в коне, а в том, каким был конь, на котором ездил Наурызбай, если «Шокпардай кекили бар, камыс кулак», которым сегодня восхищаются и считают образцом конской породы, не соответствовал достоинству «Агауыз», на котором ездил Наурызбай? А каким был Наурызбай, который ездил на этом коне? Каким был «Кокбурыл», на котором ездил его брат, хан Кене? По моему мнению, в словах Абая кроется безграничное уважение и любовь к тем воинам. Он как бы выразил свое уважение к этим храбрым батырам. Он, вероятно, выразил свою тоску по духу, жаждущему гордости, которая поднимет дух народа с «увядшей надеждой».
Абай Кунанбайулы также был сыном своего времени. В целом, азиатская, а точнее, тюрко-казахская система мышления больше полагается на руководство отдельных личностей. Герои нашего фольклора также свидетельствуют об этом. Если присмотреться, то во всех наших поэмах одинокие воины приводят народ к равенству. Несомненно, Абай, родившийся в центре эпоса и выросший в духе богатырских сказаний, был воспитан в таком же духе. Для времени, когда еще не утих громкий голос эпохи хана Аблая, трагическое событие Кенесары было столь неожиданным и трогательным. Рожденный в эпоху, когда оковы колониализма уже сдавливали обе стороны, он вырос на стыке этих трех великих течений, на повороте исторического пути, на перепутье эпох.
Несомненно, понятно, каким местом слияния мудрых мыслей и великих стремлений было село Кунанбая, хана без трона, судьи с троном. Но Абай, став зрелым, говорит:
«Дешевый, ложный смех не нужен, нужен смех истинный,
Если найдется муж, хорошо, если будет беседа…»
Кто такой муж Абая? Каков он, хороший? Ответы на эти вопросы станут для нас не только ориентиром для понимания личности Абая, но и помогут увидеть картину прошлого, облик настоящего и контуры будущего.
«Нет родителей, что дали жизнь,
Нет детей, что могли бы дать жизнь.
Нет радости от родных, близких, сверстников…», – жалуется он. Снова вопрос. Кто такой «ребенок, дающий жизнь», о котором мечтал Абай? Каким гражданином он будет?
Если проанализировать слова мудреца, ответы на эти вопросы найдутся перед нами. Если внимательно изучить произведения Абая, понятия «справедливость, честь, любовь» сияют.
«Сострадай угнетенным, пусть душа твоя горит,
Действуй, чтобы польза была многим.
Издавна Бог думает о благе многих,
Пусть Господь полюбит того, кого я люблю».
Действие, «приносящее пользу многим», – это наука и образование. В целом наследии Абая единственным путем к достижению равенства, к постановке народа в один ряд является путь образованных людей. В статье Президента также говорится: «Абай всей душой желает, чтобы казахи неустанно учились. Он говорит, что без освоения знаний, «не хвастайся, не найдя науки», не достигнешь высот. Он заключает: «Мы не ищем богатства, продавая науку», и наоборот, обращает внимание на необходимость освоения науки для того, чтобы страна стала богатой».
На этом пути Абай ведет и себя, и потомков рода Кунанбая. Он обучал своего младшего брата Халиоллу за свой счет. Он даже привез своих дочерей в Семей и отдал их в учебные заведения того времени. Тем не менее, самым большим его надеждой был сын Абиш. Но, как всем известно, его жизнь была короткой. Эта потеря очень тяжело ударила по Абаю. Он скорбел, говоря: «Ушедший герой Абиш». В этот момент скорби находится ответ на вопрос, заданный выше: «Кто такой герой Абая?» Герой Абая – это такие граждане, как Абиш, освоившие науку и образование своего времени и достигшие вершин знаний. Граждане, подобные Абишу, должны были стать гордыми сыновьями нового времени, воплотившими в себе дух Кенесары и знания Абая. Приходило целое поколение, которое безошибочно понимало, что наступило время не силы, а знаний, и которое не могло ошибиться без закалки.
Над этой великой потерей мудрец размышляет:
«Он – глава нового года,
Я – остаток старого.
Эта горечь, называемая горем,
Проникла в кости, я был стар», – говорит он. Да, главой нового года были Абиши. Но только ли Абиш? Сам мудрый Абай сказал: «Кто плох, виноват его современник». Теперь есть и другая сторона. Если он хорош…
Современниками Абиша были Алиханы и Ахметы. Они были героями движения «Алаш», которое стремительно набирало силу, как густой лес. Они были целым поколением, пришедшим, чтобы создать эпоху «Возрождения» казахов. Будучи «вестниками нового года», они издали первую казахскую газету и сформировали всю терминологию. Казахская наука в целом сформировалась в период движения «Алаш». Алашские арысы стоят во главе казахской теории литературы, лингвистики, всей естественной науки, востоковедения, всей академической науки. Они также создали первую казахскую партию и заложили основу нового государства европейского образца.
Мудрый Абай чувствовал это. Похоже, мудрец чувствовал не только это, но и их трагическую судьбу. «Серый туман уносит много картин», – говорит он. Скажете, пророчество…
Алашские граждане также безошибочно поняли, что наступило время, когда победят только наука и образование. Они жаждали науки. Наше время тоже такое. Время науки и образования. А наука и образование не приходят без трудолюбия. Мудрец Абай дает Казахстану XXI века такое завещание из XIX века. Это завещание не устареет. Наш долг – быть верными завещанию, как и граждане Алаша. Президент сказал в своей статье: «Чем выше мы сможем представить Абая в мировой культуре, тем выше мы возвысим достоинство нашей нации». Бесспорно, это является приоритетным направлением нашей государственной политики. Теперь задача – представить Алаш миру через Абая, сформировать облик и направление Казахстана нового века, молодого поколения на основе наследия и примера Абая. Мы считаем, что для этого все общество должно объединиться и работать как дети одной семьи, как пальцы одной руки. Ведь именно через это мы расширим стены нашего будущего, будущего страны, и возведем ее шанырак.
Берик УАЛИ,
Пресс-секретарь Президента Республики Казахстан
Газета «Egemen Qazaqstan»