АО «Авиационная администрация Казахстана» приостановило действие сертификатов эксплуатанта и летной годности авиакомпании «Бек Эйр», самолет которой потерпел крушение 27 декабря 2019 года, — сообщает пресс-служба Комитета гражданской авиации.
Данное решение принято в связи с тем, что в авиакомпании за последние три года произошло два крупных авиационных происшествия. Кроме того, исходя из предполагаемого количества летных часов, накопленных за этот период, частота возникновения вопросов безопасности полетов значительно превысила допустимый уровень безопасности для авиаперевозчика. В результате приостановки действия сертификатов начата тщательная проверка действующего сертификата эксплуатанта авиакомпании «Бек Эйр», в ходе которой выявлен ряд нарушений.
В частности, АО «Авиационная администрация Казахстана» в ходе проверки авиакомпании «Бек Эйр» выявила две основные проблемы, касающиеся летной годности. Во-первых, установлено, что авиакомпания не смогла контролировать поддержание летной годности воздушного парка путем ведения полного и надлежащего учета. Данные в технических журналах не соответствуют существенным показателям процесса перемещения комплектующих с одного самолета на другой.
Согласно записям, «Бек Эйр» постоянно снимает комплектующие с одного самолета и устанавливает их на другой. Эти действия вызывают вопросы относительно учета наработки агрегатов, а также неспособности авиакомпании приобрести запасные части из-за недостаточного финансирования или сложности приобретения запасных частей для старых самолетов.
Вместе с тем, еще одним выявленным грубым нарушением является удаление таблиц данных, содержащих информацию о серийных номерах для отслеживания часов и циклов. Это означает, что идентификация двигателей больше не может быть проверена, а наработка часов и циклов, приписанных двигателю, больше не может быть подтверждена.
Данная проблема выявлена на нескольких двигателях, что ставит под сомнение все авиационные двигатели, используемые авиакомпанией «Бек Эйр».
Кроме того, компания Rolls Royce, производитель двигателей самолетов Fokker-100, сообщила, что с момента ввода этих самолетов в эксплуатацию в Казахстане информация о капитальном ремонте указанных двигателей к ним не поступала. Также Rolls Royce сообщила АО «Авиационная администрация Казахстана», что не существует процедур, требующих получения таблиц данных, и Rolls Royce ни при каких обстоятельствах не разрешит совершать это действие с действующим двигателем.
АО «Авиационная администрация Казахстана» ожидает, что при разработке плана корректирующих действий авиакомпанией «Бек Эйр» особое внимание будет уделено вопросу надлежащей идентификации записей, хранящихся на самолетах, с указанием всех перемещений компонентов. Идентификация двигателя должна проводиться таким образом, чтобы авиакомпания могла доказать, какие двигатели имеются и что все записи с серийными номерами верны.
Второй основной проблемой летной годности является существенное количество перемещений агрегатов с одного самолета на другой, а также отсутствие инвентарного контроля, необходимого для их управления. Этот процесс должным образом не контролируется, что требует дальнейшего изучения вопросов технического обслуживания и ремонта воздушных судов авиакомпанией.
Также имеется множество нарушений, таких как статус ELT (аварийный радиомаяк), отсутствие противопожарной защиты грузовых отсеков, спасательных жилетов и т. д. Все это должно быть учтено в плане корректирующих действий «Бек Эйр».
В целом, состояние парка оценивается как неудовлетворительное в связи с годом выпуска самолетов, а также состоянием процедур поддержания летной годности. Это, наряду с обширным списком нарушений, подтверждает, что сертификаты летной годности не будут восстановлены до принятия плана корректирующих действий. Для гарантии поддержания летной годности воздушного судна на должном уровне план корректирующих действий должен быть представлен, согласован и дополнен достаточными элементами и сроками для Авиационной администрации Казахстана.
Список выявленных нарушений, касающихся эксплуатации воздушного судна авиакомпанией, также внушителен. Особую обеспокоенность вызывает вопрос подготовки персонала «Бек Эйр», поскольку проверка документации свидетельствует о существенных рисках, связанных с обучением по безопасности и учетом их в компании. Установлено, что записи неполны или имеют существенные отклонения, вызывающие сомнения в их достоверности. Необходимо принять меры по улучшению системы обучения и учета, демонстрирующие, что все экипажи должным образом обучены правильной эксплуатации воздушного судна.
В ходе изучения видеоматериалов на аэродроме Алматы установлено, что экипажи, подготавливающие самолеты «Бек Эйр» к вылету, как правило, не обходят и не осматривают крыло, как того требует руководство по эксплуатации воздушного судна.
В руководстве по эксплуатации самолета Fokker 28-100 указано, что крыло самолета должно осматриваться перед каждым вылетом, и в руководстве для данного типа самолетов указано, как должен проводиться этот осмотр.
Эта процедура была введена в 1993 году в качестве директивы летной годности после авиакатастрофы в Скопье, Македония. Требуется тактильный (ручной) осмотр крыла в трех точках: по передней кромке в верхней, нижней части и по передней кромке крыла. Руководство указывает, что при наличии льда на крыле его необходимо очистить. Из изученных видеозаписей подготовки самолетов «Бек Эйр» видно, что данный осмотр не проводился.
В отчетах об обучении отсутствуют сведения о проведении подготовки воздушного судна к зимней эксплуатации, а также отсутствует программа тренировок, демонстрирующая подготовку экипажей на данном типе самолетов к управлению риском обледенения. Учитывая специфику эксплуатации воздушных судов в зимний период в Казахстане, это является важным вопросом безопасности. Это связано с системой управления безопасностью полетов, которая включает в себя оценку рисков авиакомпании. Система управления безопасностью полетов является активным инструментом обеспечения безопасности и при правильном использовании может значительно улучшить работу.
В настоящее время проверка АО «Бек Эйр» продолжается. По ее завершении АО «Бек Эйр» в течение 10 дней должно представить АО «Авиационная администрация Казахстана» план корректирующих действий по устранению всех нарушений. В случае неустранения нарушений в течение 6 месяцев сертификаты эксплуатанта и летной годности будут аннулированы. До завершения этих мероприятий действие сертификатов приостановлено на неопределенный срок.