В нашей стране первое отделение, обучающее специальности «Религиоведение», было открыто в нынешнем Международном университете отношений и мировых языков имени Абылай хана. Первые абитуриенты и первые выпускники этого отделения — ныне известные ученые. Среди них — нынешний проректор Университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Кайрат Курманбаев. В 2015 году он стал первым доктором наук в Казахстане по специальности «Исламоведение» и внес большой вклад в науку исламоведения. Мы побеседовали с этим специалистом.
– Сколько специалистов вы подготовили с момента основания Университета исламской культуры «Нур-Мубарак»? В каких сферах, помимо религии, могут работать выпускники этого учебного заведения?
– Всем нам известно, что после обретения независимости произошел религиозно-духовный упадок, возникла духовная и идеологическая потребность. В таком вакууме начали распространяться различные течения. Религиозных кадров не было. В связи с этим, в годы обретения независимости, мы не можем отрицать заслугу Главы государства Н. Назарбаева в решении любых вопросов, в том числе и в сфере религии. В частности, в 1993 году во время визита в Египет он планировал построить в городе Алматы крупный научный центр, исламский центр. Ведь не бывает общества без религии, без исламской цивилизации наши традиции, наша история не будут осмыслены. С этой целью, для подготовки научно обоснованных, грамотных, квалифицированных кадров, в 2001 году по ранее заключенному договору был открыт Университет исламской культуры «Нур-Мубарак». Наш университет уже 18 лет работает над подготовкой религиозных кадров в стране. Сегодня здесь преподают 18 докторов наук всемирно известного университета Аль-Азхар. Казахстанская сторона не выделяет этим специалистам никакого финансирования, указанный университет направляет их за свой счет. Кроме того, государство Египет построило для нашего университета старый и новый корпуса, мечеть. Все это было огромной помощью, поскольку у нас не было религиозных кадров, и для их подготовки. За эти 18 лет окончили более 1700 бакалавров, более 200 из них — магистры. И около 20-6 докторов наук.
Что касается трудоустройства выпускников, у нас высокие показатели. Поскольку наш университет — единственное учебное заведение в Казахстане, готовящее религиозные кадры. Наш первый работодатель — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В составе управления имеется ряд мечетей. Специалисты, работающие имамами и преподавателями в ДУМК и мечетях, — наши выпускники. Также в настоящее время для контроля и надзора за религиозной сферой религия проникла во многие государственные структуры. Были открыты органы, рассматривающие, регулирующие, контролирующие религиозные дела и вопросы, связанные с религией, государственные учреждения. В различных ведомствах, в областях, в отделах внутренней политики есть отделы, контролирующие религиозные дела. В свое время было создано Министерство по делам религий. Поскольку в последнее время религиозное явление получило широкое распространение не только в Казахстане, но и в мире. Наблюдается обращение молодежи к религии, увеличение числа последователей ислама. Вот во всех вышеупомянутых местах работают наши выпускники, служившие религии.
Кроме того, в районных отделах внутренних дел, Комитете национальной безопасности, Прокуратуре, судах ощущалась и до сих пор ощущается потребность в религиозных кадрах. Потому что люди, перешедшие черту, их книги, религиозные убеждения анализируются и передаются в суд. А здесь необходима экспертная оценка теологов, нужны специалисты, анализирующие книги. Поэтому 90-95% наших выпускников трудоустроены. Потому что спрос на религиозные кадры, теологов до сих пор растет.
– У нас существует рейтинг вузов. Но вы, кажется, не занимаете высоких позиций в рейтинге?
– Вы правильно заметили. В настоящее время мы должны учитывать следующий факт: 50% наших выпускников трудоустраиваются в системе ДУМК. То есть специалисты, сотрудники, имамы, работающие в мечетях, подведомственных ДУМК, не получают зарплату от государства. Поскольку они не получают зарплату от государства, деньги не отчисляются в пенсионный фонд. В Казахстане рейтинг измеряется Министерством труда и социальной защиты населения по трудоустройству выпускников. Наши выпускники, устроившиеся на вышеуказанные должности, не учитываются в рейтинге, поскольку их зарплата и пенсионные отчисления не проходят. Я считаю, что именно по этой причине мы находимся на низких позициях в рейтинге.
– А какие условия созданы для студентов, которые учатся?
– Прежде всего, с 2012 года государством выделяются гранты. То есть есть возможность бесплатного обучения. В связи с этим хочу отметить одно. В религиозную сферу часто, чего скрывать, приходят дети из малообеспеченных семей. Потому что родители надеются, что если их ребенок обратится к религии, будет вести честную жизнь, то будет лучше. Мы не можем отрицать, что такая тенденция была. Для того чтобы создать условия для таких молодых людей, мы привлекаем спонсоров и стараемся оплатить их обучение. Кроме того, мы выделяем университетские гранты, гранты ректора. Мы делаем все возможное, чтобы создать условия для студентов из малообеспеченных семей, сирот, полусирот и студентов с ограниченными возможностями. Такие вопросы рассматриваются и утверждаются на финансовой комиссии университета, и им предоставляется материальная помощь, пособия.
В целом, для подготовки высококвалифицированных, всесторонне развитых, интеллектуальных специалистов, способных ответить требованиям XXI века, мы создаем для студентов максимально возможные условия. То есть мы предоставляем все необходимое: учебные программы, общежитие, библиотеку, столовую. Все это важно для благополучия молодежи, для создания благоприятных условий для обучения. Кроме того, мы предусматриваем дополнительные занятия и стараемся обеспечить самых квалифицированных преподавателей Казахстана. У нас есть научный центр, мы собираем труды, исследования, диссертации, докторские работы соискателей и издаем их в качестве учебных пособий, книг. Мы стараемся организовывать дополнительные культурно-спортивные мероприятия в соответствии с требованиями времени. Например, мы открыли фитнес-зал, который будет запущен в ближайшее время. Аналогично, для наших культурно-спортивных мероприятий мы выделили специальный департамент воспитания и потенциала и создали группу волонтеров. Мы также создаем для них условия, насколько это возможно. Мы оснащаем аудитории современным оборудованием и прилагаем все усилия для создания условий. Потому что мы относимся к студентам как к работодателям. Если бы не было студентов, многие наши сотрудники остались бы без работы. Поэтому они — наши работодатели. Поэтому мы служим студентам. Следовательно, мы обязаны приложить все усилия для того, чтобы они получили качественное, правильное образование и стали всесторонне развитыми специалистами. То есть, в настоящее время для молодежи, желающей учиться в этом университете, созданы все возможные условия.
– На чем вы основываетесь при обучении религиоведению и исламоведению? Какие есть проблемы?
– В нашей стране проживают представители различных национальностей, а также различных конфессий. Поэтому мы обучаем с учетом ситуации в стране. Например, преподаются такие предметы, как основы религиоведения и исламоведения, психология, социология. А на первом курсе преподаются общие предметы: история Казахстана, русский язык, политология, экология и другие обязательные предметы. Только на 3-4 курсах делается акцент на предметы по основной специальности. Вместе с тем, в соответствии с требованиями времени и общества, мы охватываем такие предметы, как социология, психология, конфликтология. Это также необходимо для специалиста по религии, например, если он идет на должность имама, он будет работать с общиной. В общине есть психология общения. Поскольку он будет работать с различными социальными группами в обществе, преподаются такие предметы, как социология, социология религии, психология религии. В этом году мы выделили больше часов на психологию религии. Поскольку существует множество религий, у нас преподаются специальные предметы, изучающие секты и течения в обществе, а также история религий, изучающая религии в целом.
В качестве специальности мы делаем основной упор на исламоведение, религиоведение и два иностранных языка: арабский и английский. У нас есть стратегия на 4-5 лет, учебная программа, утвержденная Министерством образования и науки. Мы являемся лицензированным учебным заведением, проходящим аккредитацию каждые пять лет. Поэтому мы не можем включить некоторые направления. Поскольку мы гуманитарного профиля, мы не можем преподавать экономику, ИТ-технологии. Тем не менее, мы планируем преподавать их в качестве дополнительных дисциплин в будущем. В будущем планируется строительство нового корпуса, тогда мы обратимся к государству с предложением и постараемся добавить дополнительные специальности. Тогда мы хотели бы обучать по программе двойных дипломов, таких как исламовед-журналист, исламовед-экономист, исламовед-социолог, исламовед-психолог. Например, у нас учатся и девушки. Большая часть из них не будет работать в сфере мечетей, в системе ДУМК. Если они получат вторую специальность по двойному диплому, они смогут работать и в других сферах.
В настоящее время имеется швейный цех для девушек. Девушки, которые раньше умели шить, учились, проходили практику, совершенствовались, имеют швейные способности, занимаются этим в свободное от учебы время. Например, мы обеспечили все женские общежития материалами, сшили единые шторы для всех общежитий. Это дополнительная специальность. Аналогично, для юношей мы предлагаем подобные возможности, конечно, мы не можем выдать государственный диплом. Но мы выдаем сертификат. Это также дополнительно для них самих.
Мы также начали такие проекты: например, если на отделение исламоведения поступит тысяча студентов, 20-30 из них будут склонны к ИТ-сфере, еще несколько — к писательству, журналистике. Некоторые будут близки к государственной службе… Мы собираем студентов, склонных к определенному направлению, независимо от курса, и формируем группу. Таким образом, мы развиваем их и направляем в интересующую их сферу, помимо основной специальности.
– Достаточно ли учебников при обучении по религиозным направлениям?
– Как вы знаете, религиоведение и исламоведение — это специальности, преподаваемые с советских времен. В свое время эта область была признана и преподавалась как одно из направлений философии. В стране около семи вузов, таких как КазНУ, ЕНУ, ХКТУ, преподавали религиоведение. А исламоведение с 2012 года преподается только у нас. Только в последние годы оно было открыто в КазНУ и Международном университете отношений и мировых языков имени Абылай хана.
Учебники и учебные пособия утверждаются ученым советом каждого университета. Некоторые учебники утверждаются Министерством образования и науки. Для чистого, фундаментального преподавания религии и исламоведения также необходима экспертиза ДУМК. Действительно, учебников по исламоведению не так много. Сейчас мы стараемся восполнить этот пробел. Мы издали ряд монографий, которые также можно использовать в качестве учебных пособий. Ученый совет университета сейчас занимается этим вопросом.
– Какие у университета отношения с Духовным управлением мусульман Казахстана?
– ДУМК — наш учредитель. Поэтому можно сказать, что наши отношения тесные. Во-первых, связь. Многие специалисты и другие сотрудники ДУМК являются выпускниками этого университета. Во-вторых, все муфтии учатся у нас в докторантуре. Я имею в виду, что, во-первых, они связаны с нами как учредителем, во-вторых, будучи нашими выпускниками в научном плане, они поддерживают с нами тесные отношения. И наша основная цель и интересы общие — служение религии. Кроме того, ряд наших докторов наук, преподавателей-профессоров и ученых являются членами Совета улемов ДУМК. Также ученые, такие как Мухитдин Паттеев, Алау Адильбаев, Шамшидин Керим, Кайрат Курманбаев (то есть я), являющиеся членами Совета улемов ДУМК, являются членами Совета улемов ДУМК. Таким образом, наши отношения тесные.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Акбота МУСАБЕК