Мақыш, чья слава как наездника распространилась по всей Сарыарке, жил в роду Асан, поселившемся в горах Едирей страны Бауыр Бошан. Говорят, что он был единственным казахом, который называл своего гнедого коня «Кудай торы» (Божий конь) с копытами, подобными копытам кулана, и добавлял слово «Божий» к названию скота. Действительно, этот конь был непревзойденным скакуном в местности Ку, а также во всем регионе Сарыарка.
Мақыш Дінұлы был страстным и вспыльчивым джигитом, ростом с ястреба, с темным лицом и прихрамывающий на одну ногу. Хотя по своему достатку он относился к зажиточным крестьянам, его высокомерие превосходило даже богачей, владевших тысячами голов скота! Он любил ездить на двухколесной легкой повозке, запряженной резвым конем, с двумя своими дочерьми, одетыми в пестрые одежды, и с колокольчиками, в сопровождении пышного шествия.
Говорят, Мақыш получил гнедого коня в жеребячьем возрасте от своего родственника Нұртазы, Нұрмағамбета. Во время подготовки к скачкам ему вместо воды давали молоко кумыса, а вместо овса – высушенную траву. В жару, чтобы солнце не пекло его лоб, ему специально ставили шестистенную юрту и держали внутри. В прохладные дни между двумя столбами натягивали веревку на высоте человеческого роста, к которой привязывали через блок, позволяя ему свободно ходить. Когда Мақыш выставлял своего гнедого коня на скачки, он доверял его только своему племяннику Рамазану Нұғыману. Другим людям он не позволял даже прикасаться к нему.
У «Кудай торы» не было стремительности, чтобы сразу вырваться вперед, он скакал медленно. Говорят, что только когда он разгорячался и его мышцы разогревались, он начинал набирать скорость и не успокаивался, пока не догонял и не обгонял впереди идущих лошадей. Старики говорили, что он был длинным гнедым конем с плоской грудью и копытами, похожими на копыта кулана, и не отличался особой красотой.
На аламанских скачках наездники нервничают, говоря: «Тренировка победит или удача?» или «Кто знает, только Аллаху известно». А Мақыш уверенно говорил: «О, братья! Мой конь придет первым без помощи Аллаха! Я не буду зря потеть, отдайте мне приз без скачек!!!» – и говорил это с гордостью. Когда кто-то возражал: «Вы странный человек, неужели хозяин получит приз без скачек коня?», он настаивал: «Тогда давайте поспорим и заключим пари, и только тогда я выставлю своего коня на скачки!» – и устраивал спор.
Поскольку это был народный обычай, иногда встречались наездники, готовые поспорить. В таких случаях Мақыш кричал: «Враг отрубил хвост Кудайторы! Пришло время грызть головы верблюдов!!!» – и впадал в состояние, будто потерял рассудок. Действительно, «Кудай торы» с копытами, подобными копытам кулана, всегда приходил к финишу первым.
Однажды Мақыш, благодаря своему богатству, заключил такое же пари с известным Касеном, которого называли «полу-царем», на ярмарке Коянды и выставил своего коня на скачки. Гнедой конь обогнал обоих аргамаков Касена и пришел первым. В этот момент Мақыш, опьяненный триумфом, крикнул:
– Я обогнал твоего белого глаза, я обогнал твою селезенку, теперь принеси голову своего отца Акая на скачки!!! – кричал он.
Эти слова вызвали гнев Касена и привели к ссоре. Наконец, аксакалы сказали: «Вы оба сыновья Шаншара, если вы, будучи старшим и младшим братом, не можете выслушать друг друга, как вы можете быть народом?!» – и, успокаивая их, прекратили спор.
Перед революцией на берегу Иртыша, на территории нынешнего Майского района Павлодарской области, проходили скачки Нияза. На этих скачках эксперт по кличке Алдоңғар увидел «Кудай торы» и сказал: «О, какой конь! Жаль, что жир на его ногах истощился, и живот стал впалым. Тем не менее, на тридцать километров он не уступит никому. В любом случае, отправьте скакунов на сорок километров», – посоветовал он хозяину скачек. В тот раз гнедой конь, весь в поту, тяжело дыша и плача, добежал до финиша.
Аксакалы, видевшие скачки на берегу Иртыша, до сих пор спорили между собой, не уступая друг другу и шутя. Один говорил:
– Копыта «Кудай торы», привыкшие скакать по каменистой земле на холмах, проваливались в рыхлую почву долины, и он не мог свободно бежать. А у лошадей из долины с плоскими копытами не было таких препятствий в виде почвы.
Другие соглашались с экспертом Алдоңғар и возражали: «Какая может быть подготовка у лошади, которая скачет на скачках все лето!»
Нечего и говорить, когда установилась Советская власть, один активист отнял гнедого коня