Фото: shutterstock.com
По данным Национального статистического бюро АСПиР РК, по итогам 2023 года объем внутреннего рынка розничной электронной коммерции составил 2,4 трлн тенге — сразу на 24,3% больше, чем в прошлом году. В целом доля электронной коммерции в общем объеме розничной торговли (с учетом маркетплейсов) достигла рекордных 12,7% в 2023 году, сообщают эксперты ranking.kz со ссылкой на «Ұлт Ақпарат».
Стоит отметить, что на маркетплейсы пришлось 72,4% общего оборота электронной коммерции, а лишь 27,6% объема пришлось на продажи через собственные интернет-ресурсы предприятий. Таким образом, именно маркетплейсы формируют основной рынок электронной коммерции в РК.
Важный момент: свои товары через маркетплейсы в основном продают малые предприятия — их доля составила 93% рынка электронной торговли. При этом доля средних предприятий составила 4,8%, а вот доля крупных предприятий — всего 2,4%. И это ожидаемо: у малого бизнеса не так много ресурсов для ведения сайтов продаж, при этом потребность выйти в онлайн-продажи очень высока, что повышает доступность и открывает множество возможностей. По сути, можно сказать, что расширение маркетплейсов положительно влияет на развитие малого и среднего бизнеса.
Остановимся на маркетплейсах подробнее.
Помимо положительного влияния на рынок электронной коммерции и развитие МСБ в стране, маркетплейсы вносят существенный вклад в бюджет. Команда Ranking.kz решила изучить, сколько налогов платят в бюджет маркетплейсы, осуществляющие деятельность в РК. При анализе учитывались как популярные маркетплейсы, так и наличие открытых данных. В итоге мы рассмотрели 14 маркетплейсов и составили рейтинг по отчислениям налогоплательщиков.
Абсолютным лидером по отчислениям стал Kaspi.kz (Kaspi Магазин, Kaspi Travel, Kolesa): в 2023 году компания направила в бюджет страны более 102,7 млрд тенге отчислений от деятельности своих маркетплейсов. Чтобы понять масштаб, отметим: этот объем налогов составляет 81,