Тауірбек Дүйсенбиев, уроженец села Ульгили Сауранского района, создает национальные музыкальные инструменты, такие как домбра, шертер, қобыз, для оркестров и ансамблей, а также для профессиональных исполнителей в ряде регионов нашей страны. Мы с ним прошли вместе с детства, мы друзья. Сейчас он живет в городе Шымкент. Звучание домбр, қобызов, посуда и сувениры из орехового дерева в его мастерской свидетельствуют о том, что он является искусным мастером по дереву. Труд этого мастера, который использует древесные отходы, является примером для сегодняшней молодежи. Цель этого старейшины, создающего изделия в национальном стиле из деревьев, одна – научить и передать в наследство своим последователям священное и уникальное ремесло мастера.
В ходе беседы с героем мы узнали, что его предки по имени Дүйсенбі и Ізтілеу также занимались ремеслом, и что он с детства проявлял интерес к рукоделию. Особенно многому он научился у своих старших братьев Кенжебека и Әмзе, которые занимались резьбой по дереву, выделкой кожи, изготовлением ремней и упряжи, а также седлами и уздечками. Давно не были у него дома, видим, что 65-летний старейшина не ограничивается только изготовлением домбр и қобызов, а приступил к созданию множества восхитительных произведений, распиливая и строгая дерево, обжигая его. Вокруг него разбросаны куски клена, дуба, березы, ореха, шелковицы, стружки. Различные инструменты. На полках в стене стоят полуготовые изделия из дерева, украшенные казахским орнаментом.
– Технология изготовления бытовых предметов нашего народа уникальна, – говорит он в ходе беседы. – Это, вероятно, тесно связано с животноводством и кочевым образом жизни казахов. Я заметил, что многие изделия напрямую связаны с животноводством. Например, седла в свое время ценились высоко. При их изготовлении дерево, наряду с кожей, использовалось с большой избирательностью. Домашняя мебель и посуда также вытачивались из дерева. Теперь же дерево широко используется при изготовлении национальных инструментов.
Работать с деревом непросто. Деревья, подходящие для создания художественных изделий и музыкальных национальных инструментов, встречаются нечасто. Некоторые деревья приходится сушить до семи лет.
– За долгие годы практики я убедился, что всего можно достичь, если найти правильный подход. Сейчас я всегда спешу порадовать своих потребителей по всей стране новыми изделиями, – говорит мастер.
Тауір