Фото: Издательство «Алматыкітап»
Вопросы, касающиеся учебников, часто вызывают общественные дискуссии в Казахстане. Помимо жалоб на содержание учебников, недавно депутат мажилиса Даулет Мукаев раскритиковал их за выпуск в разных форматах. По его словам, из-за этого семьи вынуждены ежегодно покупать обложки разного размера. Актуальные проблемы структуры учебных материалов и школьных учебников обсуждались за круглым столом, организованным издательством «Алматыкітап».
Сами издатели говорят, что устали от критики. Некоторые замечания, по их мнению, обоснованы, а некоторые — даже необоснованны. Ведь выпуск книги — это сложный процесс, проходящий через несколько этапов. Президент издательства Гаухар Саймасаева отметила, что учебник проходит экспертизу нескольких специалистов, прежде чем попасть в руки ученика.
Фото: Издательство «Алматыкітап». Гаухар Саймасаева
«У нас при министерстве есть Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования. Этот центр проводит экспертизу учебников и учебных программ, их разрабатывают ученые Национальной академии образования имени И. Алтынсарина. Нам дается определенное время на подготовку учебников, иногда, к сожалению, это время очень мало. После работы коллектива и проведения внутренней экспертизы мы представляем учебники опытным учителям и учитываем их мнения. Затем мы отправляем учебники на экспертизу в «Центр экспертизы содержания образования». Через сорок дней мы получаем от них замечания и предложения, там тоже работает большая группа экспертов. Затем нам дается месяц, и если учебник переиздается, мы представляем его на вторую экспертизу. Если учебник новый, он проходит апробацию. В течение двух месяцев в специально отобранных школах по всей стране учебник изучают учителя и родители. Мы получаем результаты второй экспертизы и результаты апробации, в итоге он проходит двухэтапную экспертизу. Переходим к третьему этапу — на этом этапе работает большая республиканская комиссия. В составе комиссии много людей: опытные учителя, их специально приглашают в Астану. В течение двух недель они рассматривают все учебники, и если мы проходим республиканскую комиссию, «Центр экспертизы содержания образования» представляет в Министерство просвещения список прошедших экспертизу учебников. Таким образом, мы попадаем в определенный список. То есть, государственная экспертиза состоит из трех этапов. А в издательстве есть корректура, редактура, работа методистов и собственная экспертиза издательства. Учебник проходит четыре вида экспертизы», — говорит Гаухар Саймасаева.
Фото: Издательство «Алматыкітап». Асима Рыскулбекова
Вице-президент издательства Асима Рыскулбекова отметила, что наука «Учебниковедение» в Казахстане — молодая наука. Только с 2015 года ученые начали писать собственные учебники, а до этого ученики изучали переводные учебники.
«С 2015-2016 годов мы впервые перешли на новое содержание образования. До этого у нас не было собственных