На фото: Гаухар Омарханова
Переселение казахов из Мангистау в Иран в 1920-30-е годы, в период голода и коллективизации, является одним из сложных событий в истории нации. Адаптируясь к новой среде в Иране, казахи не только сохранили свою национальную самобытность, но и достигли особых успехов. Журналист Ult.kz взял интервью у востоковеда Гаухар Омархановой, чтобы узнать о жизни казахов в Иране, их обычаях, борьбе за сохранение языка и связях с Казахстаном. Также она рассказала о препятствиях на пути возвращения соотечественников на историческую родину и о будущем нынешней молодежи.
«Казахи стали «иранцами»»
Первая волна мангистауских казахов вынуждена была переселиться в Иран в 1920-22 годах из-за голода и падежа скота. Вторая волна переселилась в период коллективизации, то есть в 1930-1933 годах. Наша Мангистауская область была богата скотом, но когда его начали отбирать, кочевой народ оказался в затруднительном положении. Те, кто не согласился с коллективизацией, были вынуждены переселиться. Большинство из них обосновались на территории, связывающей Туркменистан, Казахстан и Иран, в южной части Каспийского моря – ранее это была провинция Мазандаран, затем она разделилась на две части: провинцию Мазандаран и провинцию Голестан. Они прибыли в город Горган и обосновались там. Это было в 1933 году. Однако, по их собственным словам, первые 15 лет, до 1950 года, они пережили очень много трудностей. Из-за перехода из сухого климата Мангистау во влажный климат местная пища им не подходила, участились болезни, дети часто умирали. По их словам, в первые 10 лет дети не выживали, их численность сократилась. Только в 50-е годы их положение улучшилось.
После переселения народ столкнулся с проблемой получения документов. В то время в Иран переселилось около 60 тысяч казахов. Сейчас их осталось 5-6 тысяч, как говорят. Это число не учитывается в основной статистике. Поэтому нас не записывали как казахов, не регистрировали. Многие не могут доказать, что они казахи. По иранскому законодательству, все, кто проживает и вырос на этой земле, записываются как «иранцы». Некоторые из них могут быть азербайджанцами, туркменами, курдами и т.д. Но им не позволяют так записываться. Поскольку правительство проводило политику создания мононационального, моноязычного государства, сохранить национальную идентификацию было трудно. Например, в Казахстане каждая нация открыла свой театр, свою школу. В Иране это было запрещено. Все говорят по-персидски, ходят в персидские школы, работают на этом языке. Поэтому сохранить свой язык, не исчезнув среди 85 миллионов населения, – это очень высокий уровень.
Есть улица «Казах»
Как я уже говорила, с 1950 года казахи начали вставать на ноги, подниматься, осваивать ремесла, отдавать детей в школу, процветать. Хорошая политика иранского государства заключается в том, что оно не притесняет иммигрантов. Оно старается интегрировать беженцев в страну. Сейчас в Иране 4 миллиона афганцев. Они интегрировались в страну. У всех есть проблемы с документами. Нужно постоянно продлевать, просить разрешения и т.д. Но, несмотря на это, они пользуются всеми государственными услугами, отдают детей в школу. Казахи тоже отдают своих детей в школу. Семьи настолько крепки, что дома говорят по-казахски. По-персидски говорят только на улице, говорят они. Казахи называют иранцев «оулият». Это означает «большинство». Большинство населения – оулият, то есть иранцы. Они разделяют себя на казахов и оулият и говорят: «С оулият говори по-персидски, а с казахом говори только по-казахски». Благодаря этому иранские казахи до сих пор живут в особых условиях. Куда ни глянь, радуешься. Радуешься, когда слышишь, как дети чисто говорят по-казахски. Но сейчас вопрос сохранения казахского языка среди молодого поколения часто поднимается. Потому что сейчас развиваются новые технологии, дети учат английский в школе, в социальных сетях много информации на английском. Есть опасения, что их основным языком станет персидский и английский. Уже сейчас они смешивают казахский и персидский языки. Телеканалы, такие как «Балапан», «Қазақстан», доступные через Otau TV, помогают в сохранении языка.
Казахи сохранили свои обычаи и традиции в Иране. Поэтому они не рассеялись, а обосновались в одном районе, одной деревне, вдоль одной улицы, называемой «махалля». У них даже есть улица под названием «Казах». У них есть свои магазины, своя мечеть – место сбора суннитов-казахов и туркмен. Потому что, как вы знаете, Иран – страна шиитского мазхаба. Среди этих шиитов они сохраняют свой суннитский мазхаб. У них есть свои имамы. Есть туркменские имамы и казахские имамы. Они поочередно проводят пятничные молитвы.
Связи Ирана и Казахстана
Большинство родственников иранских казахов живут в Актау. Между горганом и Актау есть рейс, летает 1 раз в неделю. Летают полные самолеты, полные возвращаются. Казахи любят ходить в гости друг к другу. Взаимная торговля сейчас очень хорошо развивается. Между Мангистауской областью и провинцией Голестан идет очень активный товарообмен. Потому что Иран получает из Казахстана через Актау зерновые культуры, такие как пшеница, кукуруза, ячмень. Также из Казахстана идет много мяса.
Иранские казахи сильны в технике
Между Казахстаном, Тур