Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 2 сентября 2019 года в своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» отметил, что предоставляется возможность вывести страну на новый качественный этап развития.
Было отмечено, что реформы, в том числе реформа экономики, могут быть реализованы только путем модернизации общественно-политической жизни страны.
В общественно-политической жизни государства особое место занимает выражение гражданами своих мыслей и позиций индивидуально или коллективно. Это осуществляется в основном посредством мирных собраний.
Это широко распространено в мире и находит отражение в международных документах, касающихся прав и свобод человека.
В Казахстане институты гражданского общества активно участвуют в организации и проведении мирных собраний. С каждым годом они растут количественно и качественно, набирают силу и приобретают важное значение.
В нашей стране действует закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». Он был принят в первые годы независимости государства, 17 марта 1995 года, в период становления государства. Наряду со структурными и содержательными недостатками, он не в полной мере соответствовал современному уровню развития общества, его запросам.
Это стало причиной недовольства и непонимания со стороны граждан и институтов гражданского общества, а также подверглось критике со стороны международных организаций.
В связи с этим в Послании Президента было дано поручение по совершенствованию законодательства о митингах. В нем было отмечено: «Если мирные акции не выходят за рамки Закона и не нарушают спокойствие наших граждан, необходимо с пониманием отнестись к этому и выделить специальные места для проведения собраний. Такие места не должны находиться на окраине города».
Вновь принятый закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» направлен на реализацию Послания Президента и устранение вышеуказанных недостатков. Закон имеет существенные отличия от ранее действовавшего закона как концептуально, так и с точки зрения правового механизма регулирования возникающих в этой сфере отношений.
Закон, состоящий из трех глав и 21 статьи, регулирует общественные отношения, направленные на реализацию права граждан Республики Казахстан на мирное и безоружное собрание и проведение мирных собраний.
В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Казахстан, правом на мирное и безоружное собрание, проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетов обладают только граждане Казахстана.
Следует учитывать, что Конституция имеет высшую юридическую силу в этом вопросе и применяется непосредственно на всей территории Республики.
В законе даны определения основным понятиям. Среди них – все пять видов мирных собраний, понятия «участник», «организатор», «специальное место».
Понятие определений – важная норма, позволяющая обеспечить единообразие при применении закона.
Закон четко определил основания для ограничения права на свободу мирных собраний.
К таким основаниям относятся: государственная безопасность, общественный порядок, здравоохранение, защита прав и свобод других лиц. В иных случаях ограничение мирных собраний не допускается.
Указанная норма соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 21).
Установлены 6 принципов организации и проведения мирных собраний. Одним из них является презумпция в пользу проведения мирных собраний. Этот принцип является новой и соответствующей международной практике инициативой государства в отношении организации и проведения мирных собраний.
Еще одной особенностью является определение специальных мест для организации и проведения мирных собраний. Здесь на местные представительные органы – маслихаты – городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) возлагается большая ответственность.
Маслихатам предоставлено право:
1) определять специальные места для организации и проведения мирных собраний;