С начала ХХ века все, кто думал о благе казахов, становились жертвами репрессий и были раздавлены жестокостью. Среди них были и ученые-исследователи, которые изучали мир Абая и стремились представить наследие мыслителя как маяк для казахов. В честь Дня памяти жертв политических репрессий сегодня мы представляем статью о притеснениях, которые испытал выдающийся представитель этой области, Кайым Мухамедханов, из-за недальновидной политики. Эта статья опубликована на основе данных, собранных дочерью Кайыма Мухамедханова, Диной Мухамедхан, об отце.
Если в этом году мы отметим 175-летие великого Абая на государственном уровне и углубимся в мир поэта, то не должны упускать из виду и тех, кто внес огромный вклад в сохранение его наследия. Ведь без их труда и мужества, как сказал исследователь Абая и Алаша Турсын Журтбай, сегодня мы бы «видели и знали Абая, одиноко идущего по бескрайней степи, без прошлого и будущего». Кайым Мухамедханов, посвятивший себя общественной деятельности, пережил несправедливые обвинения и невыносимые страдания в переломное время, когда Алаш едва не лишился наследия Абая.
Говоря о Кайыме Мухамедханове, Турсын Журтбай называет его «духовным хранителем Абая, стражем духа Магжана и Мухтара» (Егемен Қазақстан, Қайым-қиямет, 7 января 2016 г.). Действительно, если взглянуть на жизненный путь этого деятеля, вы убедитесь, что он до конца жизни оставался верен принципу: «Если умру, моя жизнь не дороже жизни граждан Алаша».
Как формировался Кайым?
Следует отметить особое влияние отца Кайыма, Мухамедхана Сейткулова, на его воспитание в духе национального самосознания. Мухамедхан Сейткулов был человеком, свободно владевшим несколькими языками и оказавшим большое влияние на духовное развитие казахского народа. В его доме собирались Абай и Шакарим, а также видные деятели и писатели того времени. Кайым с детства видел национальную интеллигенцию. Он был жаден до знаний. Интеллигенция Алаша выбрала дом Сейткулова в Семипалатинске (Заречная слободка, прежнее название «Алаш») в качестве места встреч. В шестилетнем возрасте Кайым впервые увидел Мухтара Ауэзова в доме своего отца. Он часто бывал здесь в гостях. Отец Кайыма создал благоприятные условия для первых репетиций пьес Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек» и «Карагоз».
Выпуск газеты «Сары-Арка» при финансовой поддержке Мухамедхана Сейткулова и журнала «Абай» с 1918 года под редакцией Жусупбека Аймаутова и Мухтара Ауэзова свидетельствует о том, что он уделял особое внимание просвещению в свое время. Когда лидер нации Алихан Бокейхан на собрании, проходившем в левобережье Семипалатинска, поднял вопрос о возвращении городу первоначального названия «Алаш», Мухамедхан Сейткулов поддержал его.
Гульнар Дулатова также вспоминает о дружбе своего отца Миржакыпа с Мухамедханом. В 1911 году Мухамедхан, выступив поручителем, освободил Миржакыпа из заключения. А известная фотография Шакарима была сделана во время его визита в дом Мухамедхана. Он также помог Шакариму выйти на свободу.
«Говоря об акынах Алаша, я не могу не упомянуть своего отца, Мухамедхана Сейткулова. Прошу читателей правильно это понять. Я не пытаюсь приписать себе заслуги других. А говоря о своем отце, его близкие дружеские отношения с акынами Алаша стали причиной этого. Наш дом находился рядом с известной мечетью Тинибай, которая известна широкому кругу читателей по великой эпопее Мухана о великом поэте. Да, не сочтите это хвастовством, дорогой мой, кто только не бывал в этом величественном доме с крышей! Например: Шакарим, Кокбай, Турагул, и этот список можно продолжать. Лица старших братьев я помню смутно, а более поздних видел, когда уже вырос, поэтому все в памяти. Тем не менее, обо всех них я хотел бы прежде всего опираться на воспоминания, рассказанные моим отцом», — вспоминал позже Кайым об отце.
Тепло родного дома, окружающая среда, сфера образования – все это повлияло на формирование Кайыма, который стремился сохранить научно-культурные ценности.
Мухамедхан Сейткулов подвергся репрессиям и был расстрелян в период с 1921 по 1937 год. В это время бремя содержания семьи легло на 15-летнего Кайыма. Он работал грузчиком в порту, рабочим, сотрудником отдела кадров, работником культуры, учителем. Окончив двухгодичные курсы подготовки учителей казахского языка и литературы, он поступил в Семипалатинский педагогический институт и окончил его экстерном в 1941 году. С 17 лет он преподавал в различных учреждениях города Семипалатинска. Выдающийся педагог и наставник посвятил более 60 лет своей жизни воспитанию и образованию молодежи.
Приходилось постоянно бороться за Абая
Мухтар Ауэзов остался для Кайыма наставником и учителем на всю жизнь. Ученик оставался верен своему учителю до конца своих дней. Мухтар, хорошо разбирающийся в людях, видел в Кайыме особый дар, благочестие и честность. Мухтар привлек Кайыма в качестве научного филолога для выполнения различных поручений во время написания романа-эпопеи об Абае.
Конец 1930-х годов – время, когда наследие Абая, его ученики и последователи оказались под угрозой уничтожения. Слова Абая искажались, его произведения не исследовались научно. Рукописи и личные вещи терялись, старики, видевшие его, уменьшались. В это время Мухтар Ауэзов возложил на своего ученика Кайыма ряд задач по сохранению значительной части казахской культуры. Таким образом, молодой Кайым взял на себя задачу заложить основу для открытия первого музея Абая, создать и сохранить школу учеников и последователей