На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов доложил о развитии машиностроительной отрасли, сообщает primeminister.kz со ссылкой на сайт «Ұлт ақпарат».
Б. Атамкулов отметил, что машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности.
За годы реализации программы индустриализации (за 10 лет) в отрасли:
объем производства вырос в 5 раз;
объем привлеченных инвестиций в отрасль вырос в 3 раза и составил 50 млрд тенге;
объем экспорта увеличился почти в 3 раза и составил 1,1 млрд долларов США.
По итогам 2019 года произведено продукции на сумму 1 трлн 372 млрд тенге. За 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 535 млрд тенге, рост составил 18,5%.
«На сегодняшний день в данной отрасли функционирует около 3 тыс. предприятий, где трудятся 65 тыс. человек. За годы реализации программы индустриализации в машиностроении реализовано 128 проектов на сумму 367 млрд тенге, создано около 16 тыс. рабочих мест», — сказал Б. Атамкулов.
По итогам 2019 года производительность труда составила 16 тыс. долларов США. Расширен перечень экспортируемой продукции.
В настоящее время казахстанские предприятия экспортируют продукцию в Россию, Китай, Азербайджан, Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты, Туркменистан и другие страны. Организовано производство новых видов машиностроительной продукции, таких как пассажирские вагоны, электровозы, железнодорожные колеса и тележки, стрелочные переводы.
АО «Азия Трафо» первым на территории стран СНГ освоил производство трансформаторов мощностью до 500 МВА (мега вольт ампер).
Наибольший результат среди отраслей машиностроения показывает направление по производству транспортных средств.
Объем производства вырос в 24,5 раза, ежегодный приток инвестиций увеличился в 14,4 раза. Продукция казахстанского автопрома вышла на экспортный рынок. При этом каждый второй новый легковой автомобиль, проданный внутри страны, является отечественной продукцией.
«За январь-май 2020 года произведено 26 810 автомобилей на общую сумму 173 млрд тенге, рост составил 47%. За этот период экспортировано 1 659 легковых автомобилей в Россию, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан», — заявил Б. Атамкулов.
В Алматы построен завод по производству легковых автомобилей «Hyundai Trans Kazakhstan». Мощность завода позволяет выпускать 45 тыс. легковых автомобилей в год. Первая очередь успешно запущена в марте 2020 года. Осуществляется мелкоузловая сборка автомобилей за счет технологических операций по сварке и окраске кузова.
«СарыаркаАвтоПром» совместно с узбекским автопромом реализует ряд важных инвестиционных проектов, таких как производство автомобилей Ravon и Chevrolet, ориентированных на экспорт.
В городе Саран Карагандинской области:
компанией «Казтехна» совместно с китайской компанией реализуется проект по выпуску автобусов Yutong;
компанией «Казтайртех» совместно с компанией Doublestar реализуется проект по выпуску 3 млн шин для легковых автомобилей и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов.
Реализуются проекты по строительству литейного завода совместно с АО «КАМАЗ» и заводов по производству главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей.
В сельскохозяйственном машиностроении за 10 лет достигнуты следующие показатели:
рост производства в 5 раз;
рост инвестиций в 3,4 раза;
средний уровень локализации продукции составляет 37%.
За 5 месяцев 2020 года произведено сельхозтехники на 12 млрд 46 млн тенге, в том числе 825 тракторов, 139 комбайнов, рост составил 54%.
К основным предприятиям данного направления относятся «Агромашхолдинг» (производство зерноуборочных комбайнов «Есиль» и тракторов Lovol), «СемАЗ» и «Композит Групп Казахстан» (производство тракторов марки «Беларус»), Костанайский тракторный завод (сборочное производство тракторов «Кировец»), Казахстанская Агро-Инновационная Корпорация (производство тракторов «Беларус», Buhler, комбайнов «Акрос», «Торум», посевных комплексов «Амити» и другого оборудования), а также компания «Дон Мар» (производство изделий для уборки и посева).
На сегодняшний день в стране зарегистрировано 153 тыс. тракторов и 42 тыс. единиц комбайнов. 65% тракторов и 46% комбайнов эксплуатируются более 17 лет.
По словам Б. Атамкулова, для обновления устаревшего парка сельхозтехники ведется работа по созданию современного производства отечественной сельхозтехники и оборудования. Эти меры позволят повысить производительность труда и качество продукции.
«Считаем, что успешный