Министр юстиции Марат Бекетаев представил сенаторам проект Административного процедурно-процессуального кодекса, одобренный Мажилисом, сообщает КазИнформ.
«Как вам известно, в настоящее время в публично-правовых спорах, когда государственный аппарат против гражданина, возникает неравенство сторон. Возможности граждан не соответствуют ресурсам государственного аппарата. Вы знаете, что на это обратил внимание Глава государства в своем Послании народу Казахстана. В связи с этим Глава государства определил необходимость внедрения структуры административной юстиции. Для решения этих задач Министерство юстиции совместно с Верховным Судом разработало проект Административного процедурно-процессуального кодекса», — сказал Марат Бекетаев на заседании Сената Парламента.
По словам министра, этот закон является новым документом для правовой системы. Проект кодекса преследует несколько целей.
«Во-первых, предусматривается закрепление совокупности гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Во-вторых, вышестоящий орган и суд должны определить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров органами власти. В связи с этим проект Кодекса состоит из двух основных частей. Это – административные процедуры и административное судопроизводство», — сказал он.
Марат Бекетаев сообщил, что в части регулирования административных процедур проект предусматривает следующие основные положения:
1. Предлагается закрепить понятие «административный орган», учитывая, что властные полномочия осуществляют не только государственные органы, но и иные лица.
2. Вводятся новые принципы для защиты физических лиц от возможного злоупотребления со стороны властных субъектов.
3. Закрепляются процедурные гарантии, обеспечивающие «обратную связь» с гражданами при принятии управленческих решений органами власти.
4. Вводится особый порядок обжалования для граждан благоприятных правовых решений.
5. Проект Кодекса предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования споров. Однако это не распространяется на налоговые и таможенные споры.