Сегодня состоялось совещание Главы государства Касым-Жомарта Токаева по мерам борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Национальный портал «Ак Орда» со ссылкой на «Ак Орду» представляет полную версию выступления Главы государства на совещании.
***
Уважаемые коллеги!
Нынешний коронавирусный кризис потряс весь мир. Ни одна страна не оказалась полностью готова к столь масштабной неблагоприятной ситуации.
Своевременно объявленные нами строгие карантинные меры позволили выиграть время, не допустить резкого обострения эпидемии.
К сожалению, после снятия режима чрезвычайного положения в стране инфекция вновь начала набирать обороты.
После отмены ограничений 11 мая этого года распространение вируса выросло в 7 раз.
Это во многом связано с недостатками в работе ряда государственных органов.
Мы видим, что центральные и местные органы государственной власти не были готовы к эффективной работе в период после отмены режима чрезвычайного положения.
Межведомственная комиссия не справилась с возложенной на нее задачей. Это нужно сказать открыто. Министерство здравоохранения не смогло скоординировать работу центральных и местных органов власти.
Руководители ведомств в областях не смогли проявить себя как эффективные антикризисные менеджеры.
Прогнозы министерства относительно масштабов вспышки эпидемии также не оправдались.
Несвоевременные и малоэффективные меры на местах привели к возникновению массовых очагов заражения вирусом в трудовых коллективах, на крупных производственных объектах.
Крупным очагом заражения стало Тенгизское месторождение в Атырауской области, где зарегистрировано 1222 случая коронавирусной инфекции.
В г. Алматы имеет место высокая заболеваемость не только среди граждан, но особенно среди медработников. В частности, в Центральной клинической городской больнице было заражено 60% персонала.
Отмечались факты бездействия со стороны местных исполнительных органов на заключения эпидемиологов, а также представление некорректных данных.
К примеру, многие столичные организации продолжали нарушать санитарные требования даже в условиях карантина.
В регионах наблюдается острый дефицит больничных коек, медицинских кадров, лекарственных средств, медицинского оборудования. И это несмотря на заверения правительства и акимов о том, что ситуация находится под контролем.
Загруженность в провизорных стационарах превысила плановую мощность в ряде регионов.
Вирусом заболело более 2,3 тысячи медработников. Они, без преувеличения, ежедневно совершают подвиг. Без их труда ситуация была бы катастрофичной.
В областях наблюдается острая потребность в аппаратах ИВЛ, санитарных машинах скорой помощи и другой технике.
Другими словами, задачи по противодействию коронавирусной инфекции, поставленные мной, не выполнены или выполнены далеко не полностью. Я ранее говорил, что мы, по сути, находимся на войне, где действуют совсем другие правила. Это не фестивали и форумы проводить. Требуется совершенно иной стиль управления, по-настоящему антикризисный.
По мнению зарубежных наблюдателей ситуация в Казахстане критическая, на грани утраты управляемости. Такая оценка вредит международной репутации страны.
За недостатки в работе объявляю выговор акимам городов Нур-Султан и Алматы Алтаю Кольгинову и Бакытжану Сагинтаеву.
Объявляю выговор акимам города Шымкент, Актюбинской и Павлодарской областей Мурату Айтенову, Ондасыну Оразалину, Абилкаиру Скакову и председателю Межведомственной комиссии Ералы Тугжанову.
Акимам Атырауской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей напоминаю о необходимости исправить ситуацию в соответствующих регионах. Это касается и руководителей всех областей.
Ситуация усугубляется неэффективной информационной работой.
Наша система диалога с населением не работает в должном объеме, информационный фон находится под давлением негативной повестки дня, героический труд медиков не показывается, как того заслуживает.
В этом вина Администрации Президента, Правительства и акиматов.
Очевидно, причиной роста заболеваемости коронавирусом стало также беззаботное поведение наших граждан. Многие люди перестали соблюдать санитарные нормы и меры предосторожности. Причем это происходит при попустительстве государственных органов, которые оправдываются тем, что таков менталитет наших граждан, более склонных к праздному времяпровождению, нежели к тому, чтобы выполнять предписания. Но это лишь оговорки.
Ситуация была предсказуемой. Люди есть люди – каждый из них стремился попасть на работу, пытался восстановить экономическое благополучие через предпринимательство, спешил навестить родных и близких.
Результат налицо. Страну захлестнула новая волна эпидемии. Для предотвращения потери контроля над ситуацией требуется принятие незамедлительных мер.
Первое. Регионы принимают различные, не синхронизированные друг с другом решения. Администрирование мер и ограничений также разнится. Все это порождает серьезные проблемы и не помогает общестрановой борьбе с вирусом.
Поэтому поручаю все решения по борьбе с пандемией и устранению негативных социально-экономических последствий вырабатывать в рамках соответствующей Государственной Комиссии под руководством Премьер-Министра.
Госкомиссия должна обеспечить централизованный контроль распределения критических ресурсов по ключевым категориям:
коечные места;
медицинские работники и вспомогательный персонал;
лекарства в стационарах и аптечной сети;
необходимое оборудование, в т.ч. для ИВЛ и компьютерной томографии;
лабораторные исследования;
средства индивидуальной защиты.
Государственная задача состоит в том, чтобы централизованно обеспечить здравоохранение ключевыми ресурсами, исходя из самого пессимистичного сценария по числу заболевших.
Второе. С целью принятия экстренных мер по стабилизации текущей эпидемиологической ситуации поручаю Государственной комиссии в двухдневный срок проработать и внести мне предложение по вопросу введения жесткого карантина по аналогии с тем, который действовал в марте-мае текущего года. Сегодня мы заслушали доклад министра здравоохранения, там предлагается несколько вариантов так называемого «локдауна». Мы должны внимательно рассмотреть, в том числе меры по поддержанию и развитию экономики. Вопрос очень сложный и ответственный, мы должны принять необходимое решение.
План действий должен быть максимально сбалансированным под углом зрения обеспечения социально-экономических нужд граждан, интересов бизнеса.
Третье. Повышение эффективности лабораторных исследований – это главный компонент, обеспечивающий эффективность всей борьбы с пандемией.
В настоящее время средняя мощность лабораторного тестирования доведена до 28 тысяч тестов в сутки.
Казахстан занимает 4 позицию по количеству тестирований на 100 тысяч населения. То есть мы ничего не скрываем перед мировым сообществом, показываем всю реальную ситуацию.
С другой стороны, показатель выявляемости на 1 случай почти в 8 раз ниже, чем в США, в 4,5 раза – чем в Италии и России, в 3 раза – чем в Канаде.
Таким образом, для выявления одного зараженного КВИ проводится 78 исследований на сумму около миллиона тенге.
Причинами низкой выявляемости выступает целый ряд факторов:
отсутствие четких критериев определения групп, подлежащих тестированию методом ПЦР;
некачественные тест-системы;
некачественное проведение ПЦР-исследования.
Имеет место задержка сроков поставки реагентов и расходных материалов для лабораторий.
В этой связи поручаю конкретизировать критерии тестирования по эпидемиологическим показаниям – по возрасту, состоянию здоровья и другим критериям в зависимости от риска.
Следует пересмотреть и сократить избыточные требования к проведению ПЦР с профилактической целью и с целью эпидемиологического надзора.
Граждане обоснованно жалуются на огромные очереди около лабораторий, несоблюдение в очередях санитарных норм. Все это несет прямые риски заражения.
Поэтому проводить ПЦР-тест следует строго по онлайн-записи или через Call-центр в целях предупреждения заражения и обеспечения централизованного распределения и учета.
Крайне важно развернуть мобильные лаборатории для работы в очагах инфекции, особенно в сельской местности, и выделить средства на дальнейшее развитие мобильных служб.
Поручаю Государственной комиссии упростить процедуру выдачи разрешений для проведения лабораторных исследований и создать стимулы для увеличения количества и мощности ПЦР-лабораторий частными субъектами.
Бесперебойное обеспечение расходными материалами должно быть поставлено на особый контроль. Всё оборудование и материалы, импортируемые для этих целей, должны проходить по «зеленому коридору».
В целом, стратегия борьбы с коронавирусом должна быть выверенной и понятной для всех, основываться на приоритетном распределении усилий и ресурсов в отношении конкретных групп в зависимости от потенциальных рисков.
Особое внимание надо уделить группе риска, имеющей возрастные ограничения и медицинские проблемы: сахарный диабет, астма, туберкулез и др. Таких граждан следует обезопасить в первоочередном порядке.
Для каждой категории следует разработать четкий алгоритм и протокол лечения и наблюдения со стороны медицинских служб.
Важно пристально следить за актуальными рекомендациями ВОЗ и практиками стран, прошедших острый период пандемии, и соответственно менять протоколы лечения, рекомендуемые подходы, назначаемые препараты и т.д.
Четвертое. В связи с большим количеством пациентов без симпто