Для обеспечения устойчивого развития экономики в Казахстане была принята система дуального обучения для подготовки кадров в области технического и сервисного обслуживания. В 2016 году Министерство образования и науки приняло закон «Об утверждении правил организации дуального обучения». В закон были внесены изменения в 2018 году. Дуальное обучение – это совместное обучение в образовательном учреждении, включая колледж и высшее учебное заведение, и на производстве. Оно основано на взаимосвязи теории и практических знаний. Об этом сообщает портал «Ұлт».
В системе дуального образования отношения между преподавателем и обучающимся основаны на принципах равенства и справедливости. При дуальном обучении теоретическая часть подготовки обучающийся получает в стенах образовательной организации, а практическая часть – на каком-либо производстве, рабочем месте.
Предприятия сообщают, сколько специалистов им необходимо, и называют точное число. Работодатели участвуют в разработке учебных программ. Студенты, не отрываясь от учебы, проходят стажировку на предприятии и набираются опыта. В системе дуального обучения в Казахстане усиливается роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов.
Если говорить о системе образования в Казахстане, то в учебных заведениях приоритет отдается теоретической подготовке, а на накопление опыта отводится лишь десять процентов учебного процесса. В результате выпускники колледжей, техникумов и вузов при поступлении на какую-либо должность, приходя на предприятие, оказываются совершенно неопытными. А для решения этой проблемы была внедрена система дуального обучения, начавшаяся в Германии. Потому что работодателю нужен специалист хотя бы с небольшим опытом, а у него может не быть ни времени, ни ресурсов для формирования у сотрудника практических навыков.
А эта система нацелена на подготовку специалиста, который сразу же обладает теоретическими и практическими навыками. Одна треть учебного процесса, в том числе времени, студент получает базовые знания, а в оставшиеся две трети времени набирает практические знания на предприятии. Главная цель – подготовка квалифицированного и грамотного специалиста, обладающего базовыми навыками работы на производстве. А как развивается система дуального обучения в Казахстане? Такой вид подготовки кадров в стране начал внедряться с 2012 года. Достижением