Правильная организация системы органов управления образованием – одно из важнейших условий повышения качества и эффективности образования.
Эксперты давно говорят о недостатках во взаимодействии и системе работы районных, городских и областных управлений образования. Учитывая эту проблему, было принято решение изменить систему.
Известно, что по поручению Главы государства принят соответствующий Закон.
Теперь с 2021 года полномочия по финансированию и управлению районными и городскими отделами образования будут переданы областным управлениям образования, то есть вопросы каждой школы и детского сада будут находиться под контролем области. Это очень важный шаг для всей сферы образования.
Например, если в сельской школе необходим ремонт, директор школы обращается в районный отдел образования. А руководитель районного отдела образования направляет заявку напрямую в областное управление образования, а не акиму района.
Стоит отметить, что в настоящее время районные и городские отделы образования (то есть школы и детские сады) подчиняются акиму района. Соответственно, вопрос финансирования напрямую зависит от возможностей (бюджета) данного района и города.
Подобные изменения создадут условия для сокращения «пути» от Министерства образования и науки до каждой школы и детского сада.
Например, в одной только Костанайской области около двадцати районов и городов, то есть работает 20 акимов. Передача отделов образования в областные управления образования означает сокращение центра принятия решений также до 20.
Главное, новые изменения позволят выровнять ситуацию в организациях образования.
Не секрет, что даже при наличии единых нормативных правовых актов, единых стандартов и требований в стране, качество образования различается не только в регионах, но и в районах одной области. Результаты международных исследований также показали, что разница в качестве образования внутри одной области велика.
Различный уровень финансирования и подходы к управлению влияют на подготовку школ к отопительному сезону, обеспечение учебниками, компьютерами, проведение ремонтных работ.
Приведу еще один пример: в районах Костанайской области, где сосредоточены крупные товарообразующие предприятия (Костанайский, Мендыкаринский, Аулиекольский районы), в бюджет поступает больше отчислений. Однако Алтынсаринский и Камыстинский районы области не могут похвастаться такими показателями. Это влияет на финансирование сферы образования, ремонтные работы, обеспечение компьютерами и учебниками.
Такая система управления в сфере образования препятствует обратной связи, эффективной имплементации политики в сфере образования. В результате возникают неравенства по финансированию, ремонтным работам, кадровым вопросам.
Нужно сказать откровенно, в настоящее время управления образования практически не могут влиять на школы и детские сады, подчиняющиеся акиматам районов и городов.
В ведении управлений находятся колледжи, 5-10 школ для одаренных и детей с особыми потребностями, детские дома, ПМПК. Теперь, когда школы и детские сады будут управляться из одного центра, проблемы вы