В автобусе, как и в любом общественном транспорте, не стоит уткнуться в телефон. Во-первых, информация на гаджете никуда не денется, а вот наблюдение за дорогой, окружающими людьми принесет гораздо больше пользы и натолкнет на разные мысли. Во-вторых, если при поездке смотреть в смартфон, может закружиться голова и появиться тошнота. Если эта штуковина начнет звонить, посмотрим, кто ищет, и спокойно нажмем на кнопку. Так делают в Японии. Конечно, мы не развлекаемся со смартфоном в общественном транспорте, но другие продолжают заниматься своими привычными делами. В воскресенье в автобусе девушка, стоявшая рядом с нами, тоже копалась в телефоне. Наши глаза упали не на телефон, а на ногти. Они были покрашены в черный цвет.
Ох, каких только ногтей мы не видели. Раньше это относилось к бранным словам, вроде «у нее ногти как когти». Один из самых страшных персонажей в детских сказках – железный коготь.
В целом, ноготь – это не атавизм. Атавизм – это то, что когда-то было нужным, а сейчас осталось лишним. У человека их несколько. Например, при погружении в холодную воду или при охлаждении обнаженного тела появляются морщинки. Казахи называют это «құсеттенді». Раньше, когда люди носили шкуры животных, их тела были покрыты шерстью. На холоде шерсть вставала дыбом, увеличивая защитные свойства. Это ее остаток.
Затем, когда руки долго находятся в воде, ладони и ступни покрываются пузырьками и становятся шероховатыми. Мы обычно говорили, что «вода их впитала». В древние времена, когда человек ползал между скалами и болотами, ладони и ступни становились такими бугристыми и не скользили по мелким камням в воде. То есть, это было очень полезное явление. С появлением обуви и перчаток оно стало ненужным. Осталось только в образном казахском выражении «у него на ступне есть бугорки».
Знаете третий атавизм? Согните ладонь к себе, слегка согнув, и приблизьте большой палец к мизинцу. Теперь посмотрите между ладонью и предплечьем. Видна ли длинная тонкая сухожилие, которое раньше не замечалось? Когда-то это сухожилие служило для хватания. После того, как люди научились делать ножи из камня и железа, им не понадобилось ничего крепко хватать. Таким образом, это сухожилие осталось без функции.
А у ногтя еще достаточно функций в организме. На кончиках пальцев есть очень нежные нервные окончания. Они нужны для ощущения тепла и холода, определения твердости и мягкости. Даже в момент влюбленности они могут покраснеть и передать сигнал сердечных чувств. Ноготь защищает эти нежные окончания. Поэтому, когда что-то твердое попадает на него, вам больно до слез.
Затем, кроме того, что вы не царапаете лицо другого человека, вы иногда используете ногти как инструмент. Не будем говорить о немытых руках, но даже когда вы задумываетесь и чешете голову, они пригодятся.
В начале девяностых годов в Англии мы видели человека с ногтями длиннее волос. На улицах Лондона. Он, вероятно, был индусом. Ногти, по мере роста, становятся роговыми. Очень некрасиво. В целом, если мужчина будет отращивать ногти с рождения, они могут достигать четырех метров. У женщины – на полметра больше.
Отращивание с рождения – это тоже не совсем правильно. Ноготь у будущего ребенка в утробе матери, то есть у плода, появляется на третьем месяце. Вместе с ростом его удаляют в день сорока дней. Вместе с пушком на животе. Это очень гигиеничное и эстетически правильное решение. Наши предки знали это.
Часть ногтя, выступающая на кончике пальца, неодушевлена. Под ней скапливаются микробы. Если ребенок сосет палец, эти микробы попадают внутрь. Наша бабушка после стрижки ногтей обязательно либо сжигала их, либо закапывала в землю. Она считала это каким-то суеверием. Не знаю насчет суеверий, но это было правильно для полного избавления от микробов.
Мы слышали о традиции в Швеции и Дании, когда у умерших людей удаляют ногти. Это, похоже, связано с какой-то религиозной легендой. Говорят, что в загроб