С момента обретения суверенитета наша страна заняла свое место в мире в политическом, экономическом и общественном плане. СМИ играют неоценимую роль в популяризации нашей культуры и национальных ценностей во всем мире. СМИ, представляющие Казахстан, имеют особое значение для его экономического, культурного и социального развития перед лицом мировой цивилизации. Учитывая, что современная эпоха — это эпоха информационного фронта, а не вооруженного, глобальная война сейчас ведется между прессами, которые считаются оружием сильных. Поэтому системная и качественная работа СМИ является наиболее актуальной проблемой.
СМИ выполняют не только общественно значимую роль, но и являются инструментом формирования имиджа страны. Основные функции СМИ включают информирование, рекламу, развлечение и оповещение. Имидж, который СМИ создают перед народом, оказывает большое влияние на общество и ориентирует людей на определенные действия. Кроме того, позиция СМИ по отношению к определенному политическому событию также является важным аспектом.
Влияние СМИ и их положение в обществе позволяют им стать основным инструментом и частью политической сферы. В связи с этим сфера деятельности средств массовой информации расширяется и выходит на новый уровень.
Концентрация СМИ и политики часто способствует эффективному взаимодействию и влиянию на народ. Такой подход обычно реализуется с помощью различных PR-технологий. Теперь каждый государственный орган имеет в своем штате пресс-службу, сотрудников, пресс-секретарей.
Учитывая, что все информационное поле развивается в рамках географического положения, следует сделать вывод, что при освещении различных событий в СМИ формируется определенный образ территории, где произошло определенное событие. Соответственно, вместе с информацией определяется геополитический имидж того или иного государства.
Сегодня социальные сети играют большую роль в формировании грамотной информационной политики государства, вытесняя традиционные виды СМИ. Соответственно, имидж государства напрямую связан со стратегией грамотно выстроенных отношений с народом.
В 1999 году в соответствии с Конституцией Республики Казахстан был принят Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации», регулирующий общественные отношения в сфере средств массовой информации, устанавливающий государственные гарантии и свободы.
Основываясь на международном опыте, в Конституции РК также прописаны ограничения, регулирующие распространение информации. К ним относятся запрет на изменение ситуации насильственным путем, нарушение территориальной целостности республики, нанесение ущерба государственной безопасности, пропаганда или принуждение к войне, социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также жестокости и насилия. Указанные права и ограничения были отражены и во 2-й статье Закона РК «О средствах массовой информации». В 1999 году в Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» были внесены поправки, снимающие ограничения на монопольное владение. Через два года была введена разрешительная система регистрации СМИ и прописаны требования к постановке на учет. В целом, закон, регулирующий деятельность СМИ, претерпел 33 изменения. Последние дополнения Закон претерпел 2 апреля 2019 года, заявив, что доля иностранных лиц, лиц без гражданства в качестве собственников СМИ не должна превышать 20%. Эти дополнения не распространяются на коммерческие интернет-ресурсы.
За двадцать девять лет Независимости Республики Казахстан развитие информационной политики на медиарынке можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – постсоветский. Характеризуется государственной монополией на СМИ – независимых СМИ не было.
Второй этап пришелся на 90-е годы, став периодом становления и роста. Произошел определенный отход государства от инфополии и активное развитие негосударственных СМИ.
Третий этап завершился в 2006 году. Это был либеральный период, характеризующийся качественными изменениями в масс-медиа, приватизацией бывших государственных СМИ. Произошел переход от государственного финансирования к государственному заказу.
Четвертый этап – с 2007 года можно говорить о выходе информационного рынка Казахстана на стадию устойчивого роста.
Пятый этап – с 2011 года наблюдается активность СМИ, распространение информации через мессенджеры и социальные сети.
Шестой этап – с 2015 года действующее законодательство о СМИ дополняется в части регламентации деятельности СМИ.
Говоря об экономическом развитии СМИ, следует отметить роль государства, которое оказало сильное влияние на повышение конкурентоспособности казахстанского медиарынка.
Медиарынок в Казахстане успешно развивается и соответствует общемировым трендам. Сегодня информационные пространства обеспечиваются крупными компаниями-медиахолдингами. 80% СМИ являются негосударственными. Это является одним из показателей социально-экономических достижений.
Кроме того, рыночные реформы способствовали увеличению количества СМИ с новым и интересным контентом. Сегодня наша страна занимает лидирующее место среди стран Центральной Азии и Кавказа по развитию СМИ. Это подтверждается проведением ежегодного Евразийского медиафорума (ЕМФ), который собирает за одним столом государственных и политических деятелей, ведущих экспертов в области политологии, журналистики, экономики и PR.
В стране имеются периодические издания и журналы на 11 языках, издаваемые для этносов, проживающих на территории республики. Помимо