На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина первый вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин доложил о развитии электронной торговли в Казахстане, сообщает «Ұлт ақпарат».
По словам Б. Мусина, в период пандемии интернет и электронные государственные услуги стали услугами первой необходимости.
Развитие электронной торговли является актуальным вопросом в нынешнее непростое время. В этом году наблюдаются высокие темпы роста. Так, за 6 месяцев текущего года количество покупок в интернет-магазинах достигло 19,5 млн товаров. Количество покупок в казахстанских интернет-магазинах выросло в два раза — с 7 млн до 14 млн.
В электронной торговле существуют 4 основных направления: электроника, продукты питания и напитки, одежда, фармацевтика. Все они работают на отечественных платформах.
Как отметил Б. Мусин, анализ рынка показывает, что в период пандемии изменилась структура потребления граждан в онлайн-режиме. Люди изменили свои приоритеты. Наблюдается снижение покупок одежды и косметики. Однако в то же время население стало больше покупать продукты питания, лекарства и детские товары онлайн.
Необходимо отметить, что в Казахстане имеется производство многих товарных позиций, актуальных в период пандемии. Соответственно, предлагается активно работать над выводом казахстанских производителей в онлайн-режим.
Рынки, активно развивающиеся в период пандемии, стали FoodTech и PharmTech.
«Например, в казахстанском супермаркете Arbuz.kz покупки продуктов питания выросли до 7 раз в апреле-июне по сравнению с 2019 годом. Важно появление онлайн-сервисов по доставке продуктов питания в регионах. Для этого мы обучаем местных предпринимателей онлайн-продажам совместно с Arbuz.kz, Chocofood и другими компаниями», — сказал Б. Мусин.
Также стоит отметить сегмент фармацевтики. На сегодняшний день существуют проблемы с продажей антибиотиков онлайн. Это связано с необходимостью наличия онлайн-рецептуры.
«Для этого мы совместно с Министерством здравоохранения свяжем интернет-магазины с сервисами телемедицины и онлайн-рецептов», — сказал Б. Мусин.
Всем казахстанским компаниям приходится конкурировать с международными стартапами. Важно отметить, что они обеспечены долгосрочным венчурным финансированием. Для этого важно развитие отечественного рынка венчурного капитала. В этом направлении разрабатывается законопроект, регулирующий венчурный капитал. Также имеется договоренность с АО «НУХ «Байтерек» о привлечении средств QazTech Ventures для казахстанских стартапов.
Ключевым инструментом для электронной торговли является развитие логистической инфраструктуры. АО «Казпочта» имеет три фулфилмент-центра для бизнеса.
В соответствии с рыночной потребностью, к 2025 году планируется открытие 20 фулфилмент-центров в стране. Вместе с тем рынок начинает самостоятельно развивать свою инфраструктуру. Они требуют строительства складов и решений «последней мили».
Одной из ключевых составляющих электронной торговли является доставка до двери. Клиенты хотят получать свои товары быстро и удобно. В этой связи инфраструктура «Казпочты» через постаматы, супермаркеты посылок открывает путь к решению данной проблемы.
На сегодняшний день обслуживают около 4 тысяч фронт-офисов. Участники рынка работают над сокращением сроков экспресс-доставки. В настоящее время товары доставляются в течение 1-3 дней.
Стоит отметить, что рынок открыт для всех. На рынке курьерских услуг работает более 570 компаний.
Казахстан активно работает над развитием транзитного потенциала. В