Если бы Таласбек Асемкулов был жив, ему бы исполнилось 65 лет первого августа этого года. Он еще многое мог бы дать. Такова судьба. Остается лишь перечитывать, слушать и анализировать оставленное им наследие. В честь юбилея нашего учителя мы представляем читателям краткое интервью с Таласбеком Асемкуловым, хранящееся в нашем личном архиве. Это интервью было записано примерно в 2012-2013 годах. В студенческие годы диктофон всегда был с нами. Представленное вам короткое интервью сохранилось в аудиозаписи. Публикуется впервые.
– Аға, вы как-то сказали, что в казахской музыке не было минора. Расскажите подробнее.
– Минор – это искусственное явление. Потому что казах – воинственный народ. Мы – воинская каста (то есть племя – Р. Н.). Нам не свойственны плаксивые мелодии. Мы были народом, который не плакал. Сейчас мы стали плакать.
Когда мы были скифами (саками), когда были коныратами-канглы, мы были воинами, властвовавшими над миром. Точно так же наша музыка была воинственной, возвышенной. По-русски говоря, «сентиментальности» не было. А без нее откуда взяться плаксивой мелодии?
– А как же «Елим-ай», песня «Каратаудың басынан көш келеді»?
– Это песня более позднего периода. Она начала появляться, когда мы начали проигрывать в битвах с калмыками. Когда мы властвовали над миром, у нас была великолепная мажорная музыка. Поэтому я и говорю, что мажор – это наше, а минор – искусственный лад. Повторюсь, мы – воинская каста, а разве воин плачет?! Минорные мелодии свойственны только порабощенным, угнетенным народам.
Конечно, позже появились и такие песни, как «Дайдидау», «Жиырма бес». Но они появились совсем недавно. Есть песня Жамал Омаровой «Сәулем-ай». Помнишь? Есть и другие песни, кюи в миноре