Президент Касым-Жомарт Токаев поручил министерству продолжить работу по дальнейшему расширению академической самостоятельности высших учебных заведений.
В 2018 году был принят закон, предоставляющий вузам академическую и управленческую свободу. Я отвечал за этот законопроект, поэтому хорошо знаю, насколько важным шагом стало его принятие. С тех пор прошло два года. Сейчас мы видим необходимость дальнейшего продолжения работы в этом направлении.
Какие предложения есть у министерства в связи с этим?
Разработан «Антикризисный план развития высшего образования», который станет основой для дальнейшей модернизации системы высшего образования и повышения ее конкурентоспособности.
План, состоящий из трех шагов, обсуждается группой экспертов с марта текущего года. Теперь остановлюсь подробнее.
Первый шаг:
1) Очень важно привлекать к образованию представителей бизнеса и производства, зарубежных преподавателей, стимулировать обмен специалистами на межрегиональном уровне. Система образования должна стремиться готовить обучающихся в соответствии с требованиями рынка и не отставать от него. В связи с этим считаю необходимым пересмотреть требования к штатности, квалификации и повышению квалификации, а также к базовому образованию. Задача не состоит в отмене этих критериев, однако они не должны ограничивать свободу вузов. В частности, нет смысла требовать штатные требования и квалификацию по таким направлениям подготовки, как ресторанный бизнес, бухгалтерия, туризм, сфера услуг, финансы, IT, журналистика, связи с общественностью, стандартизация и сертификация, и, соответственно, это затрудняет привлечение практиков к преподаванию.
2) Внедрение дистанционных и смешанных форм обучения, сочетающихся с традиционным очным обучением. Студент сам будет выбирать, в каком формате учиться. Предлагаемый формат обучения будет отличаться от ситуации, сложившейся весной, поскольку дистанционная форма обучения изначально вводилась как временное решение. Конечно, эту работу необходимо сочетать с переподготовкой преподавателей и обновлением образовательных программ. Для полной адаптации дистанционной формы обучения необходимы законодательные изменения.
3) Также предлагается оставить типовые учебные программы по циклу ВО в предельном формате с указанием конкретных результатов обучения. Эти результаты необходимо будет достичь по итогам освоения ВО.
Сегодня в типовых программах описываются не только результаты, но и методы их достижения. Министерство не должно вмешиваться в это, академическая свобода должна быть полноценной.
4) Вскоре докторанты, как и другие студенты, начнут новый учебный год. Согласно действующим нормативным актам, докторанты должны утвердить тему своей диссертации в первом семестре обучения. Это создает неудобства в определении направления научного исследования на практике. Докторант и его руководитель должны сами определять срок утверждения темы диссертации в зависимости от проработки работы. В образовании и науке не должно быть формального подхода! Это касается и сроков утверждения индивидуальных планов обучения (ИПО) докторантов. МОН не должно определять сроки и содержание таких документов. Мы продолжим работу по сокращению отчетности в вузах.
5) Отмена Итоговой государственной аттестации (ИГА). Этот вид контроля никогда не был особо эффективным. При расширении академической самостоятельности каждого вуза, фактически нет необходимости в ИГА при подготовке своей образовательной программы.
Второй шаг программы:
Сегодня задача МОН и вузов – не только обеспечить высокий уровень качества образования, но и снизить финансовую нагрузку на обучающихся. Я уже предложил не повышать стоимость обучения в вузах. В связи с этим необходимо создать условия и для вузов.
В связи с этим предлагается следующий пакет антикризисных мер:
1. Отмена требования по соотношению минимальных затрат на одного обучающегося на платной основе и стоимости гранта. Стоимость государственного гранта увеличена. Поэтому это не должно негативно сказаться на ценовой политике вузов.
2. Отмена требований по обязательному наличию ученой степени и требований по работе в штате для направлений подготовки, ориентированных на практику.
3. Отмена требований по соотношению количества преподавателей к количеству студентов. В новых условиях развития образования это требо