ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Послание Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана (Полный текст)

Послание Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана (Полный текст)

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
1 сентября, 2020
in Без рубрики
0

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАЗАХСТАНА: ЭТАП ДЕЙСТВИЙ

Уважаемые соотечественники!

Уважаемые председатели палат Парламента, депутаты, члены Правительства!

Работа очередной сессии Парламента начинается в сложный период.

Борьба с пандемией, представляющей огромную угрозу всему миру, продолжается в нашей стране.

Мы объединили все наши усилия для защиты жизни и здоровья граждан.

В этот критический час наш сплоченный народ сплотился как один кулак.

Борьба с инфекцией осуществлялась благодаря благородным качествам, присущим нашему мудрому народу. Стало очевидно, насколько важно протягивать руку помощи другим, быть солидарными и противостоять внезапной болезни.

От всего сердца благодарю врачей, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, волонтеров, предпринимателей и всех граждан, которые не остались равнодушными в такой момент. Вы продемонстрировали яркий пример исключительной стойкости и огромной ответственности.

Я считаю это проявлением истинной любви к Родине.

Главная задача, стоящая перед нами в нынешней сложной ситуации, – сохранение социально-экономической стабильности, рабочих мест и доходов населения.

Были приняты две пакеты экстренных антикризисных мер.

Более 4,5 миллиона граждан, временно оставшихся без работы, получили помощь в размере 42 500 тенге. На это было потрачено более 450 миллиардов тенге. Подобная помощь не была оказана ни в соседних странах, ни даже в других крупных государствах.

Более миллиона человек получили продуктовые и бытовые наборы.

По инициативе Первого Президента – Председателя партии «Nur Otan» более 550 тысяч семей получили единовременную финансовую помощь при поддержке фонда «Біргеміз».

Пандемия стала испытанием для всех государств. Они сталкиваются со многими трудностями на пути борьбы с инфекцией. Где-то ситуация стабилизируется, где-то возникают новые очаги вируса.

Правительство извлекло уроки из допущенных ошибок и сумело оперативно наладить работу.

Самое главное – мы ничего не скрывали от граждан, открыто опубликовали всю информацию о погибших от инфекции. Мы говорим правду, какой бы горькой она ни была. Это – преимущество Казахстана по сравнению с некоторыми государствами.

Однако улучшение ситуации не должно приводить к расслаблению. Борьба продолжается. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, для победы над пандемией потребуется не менее 2 лет.

В ближайшие месяцы мы будем работать, мобилизовав все наши силы. Мы должны быть к этому готовы.

Мы должны работать, всесторонне обдумывая, принимая упреждающие меры, а не только экстренно реагируя при возникновении проблем.

Все решения должны основываться на тщательно проверенных прогнозах.

Правительство внедряет конкретные ограничения и метод адаптивного карантина.

Будет разработана комплексная программа по борьбе с пандемией.

Все обязательства государства по поддержке социальной сферы и экономики будут выполнены. На эти цели из Национального фонда выделяется 1 триллион тенге.

Работа по индексации социальных выплат будет продолжена. В этом направлении планируется выделить более 1 триллиона тенге до 2023 года.

Мы обязательно преодолеем нынешние трудности. Однако мы не должны забывать о долгосрочном развитии страны в новой геополитической ситуации.

Сейчас мир переживает самый сложный кризис за последние 100 лет. По мнению экспертов, для восстановления мировой экономики потребуется не менее 5 лет.

Тем не менее, конкурентоспособность стран, которые будут лидировать в будущем, оттачивается именно во время таких кризисов и фундаментальных изменений.

Казахстан должен занять свое достойное место в новом мире.

Благодаря дальновидной политике Первого Президента – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева был заложен прочный фундамент для развития экономики, мы обрели авторитет на мировой арене.

Поэтому, в условиях формирования нового облика мира, мы должны придать новый импульс реформам. В этом направлении мы должны придерживаться Плана нации и Пяти институциональных реформ как основного ориентира.

Мы обязаны создать условия для достойной жизни наших граждан, защищать их права, обеспечивать верховенство закона, усиливать борьбу с коррупцией.

Итак, каким будет план действий?

I. НОВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Реформы в этой сфере следует проводить системно.

Начнем с того, что изменим подходы к государственному управлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение.

В условиях пандемии и кризиса действующая система госуправления работает на максимальных оборотах. Решение оперативных задач отнимает время и ресурсы.

Но ни в коем случае нельзя выпускать из виду дальний горизонт. Поэтому мною принято решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту.

Подобный орган ранее существовал и успешно выполнял возложенные на него задачи.

Теперь он вновь станет центральным звеном всей системы государственного планирования.

Разрабатываемые Агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами.

Создается Высший президентский совет по реформам, решения которого станут окончательными.

Для большей объективности оценки быстро меняющейся ситуации в состав Агентства переводится Комитет по статистике.

Так сложилось, что в системе государственного планирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат. Это неправильно.

Система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнеров на всех этапах: планирования, исполнения, оценки.

Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам.

В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом.

Проведение столь кардинальной реформы потребует пересмотра деятельности всего госаппарата. Здесь важное значение приобретает синергия в планировании и реализации реформ.

Потребуется перезагрузить систему государственной службы.

Пандемия и перевод большинства сотрудников государственных органов на режим удаленной работы показали, что госаппарат можно и нужно сокращать.

Поручаю ускорить сроки сокращения госаппарата и работников квазигоссектора. В этом году следует сократить их на 10%, а в следующем году – еще на 15%. Таким образом, задачу сокращения чиновников на 25% мы решим уже в 2021 году.

В зависимости от результатов и с учетом цифровизации примем решение и о дальнейшем сокращении.

За счет сэкономленных средств будет повышена заработная плата оставшихся работников.

Низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого. Недопонимание этого вопроса ведет к отрицательной селекции, потере компетенций, инициативы и, самое главное, – к коррупции.

Поэтому с 1 июля 2021 года следует внедрить факторно-балльную шкалу. Это приведет к усилению ответственности и мотивации госслужащих.

Мы остро нуждаемся в новых кадрах – профессиональных, со свежими взглядами и инициативами. Госслужба не должна превращаться в закрытую касту.

В то же время важно обеспечить преемственность и институциональную память, не допуская падения профессиональных и этических требований.

Здесь хотелось бы остановиться на вопросе об институте ответственных секретарей.

При введении данного института предполагалось, что их несменяемость освободит министров от административно-кадровой работы, обеспечит стабильность аппарата.

На деле этого не произошло. Более того, нередки случаи отсутствия взаимопонимания между министрами и ответсекретарями. В результате страдает общее дело.

Спрос должен быть с одного человека – министра, назначаемого Президентом.

Поэтому институт ответственных секретарей следует упразднить, их обязанности возложить на руководителей аппаратов министерств.

Для реализации вышеуказанных предложений поручаю принять пакет поправок в законодательство о государственной службе до конца года.

Следует также пересмотреть вопросы нормотворчества.

Во время карантина неповоротливость правовой системы породила эффект «узкого горлышка». Пришлось ввести режим ЧП и принять так называемый «чрезвычайный Указ».

Но такие меры не могут быть системным ответом на кризисные ситуации.

Основная проблема кроется в излишней законодательной регламентации деятельности исполнительной власти.

Мы требуем с министров и акимов, но их полномочия ограничены детализированными нормами законов и постановлений.

Это тормозит работу не только госаппарата, но и загружает Парламент. Его Палаты вынуждены рассматривать детализированные нормы, которые могли бы стать компетенцией исполнительных органов.

В быстро меняющемся мире низкая скорость принятия решений становится угрозой национальной безопасности.

Поэтому в рамках Концепции правовой политики, путем изменения законодательства следует обеспечить баланс между уровнями правовой регламентации.

Медлить с этим нельзя.

Предстоит также решить такую важную проблему, как улучшение корпоративного управления квазигосударственными компаниями.

В стране функционируют десятки национальных компаний и десятки тысяч государственных предприятий. При этом крупные квазигосударственные организации являются акционерными обществами, цель которых – обеспечить прибыль.

Но если им передается часть государственных функций, то их деятельность должна носить сугубо сервисный, вспомогательный характер для граждан и экономики.

Во многих акционерных обществах произошло смешение понятий. Корпоративное управление превращается в дополнительную бюрократическую процедуру.

Реформу всего квазигоссектора нужно продолжить.

Некоторые решения будут объявлены сегодня, по остальным – Правительство представит мне предложения.

II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

Длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился. Следует быть готовым к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка.

Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен.

При этом, экономика обязана работать на повышение благосостояния народа.

Усиливающийся общественный запрос на справедливое разделение выгод от роста национального дохода, на эффективные социальные «лифты» обязательно должен найти положительный ответ.

Поэтому новый экономический курс нашей страны должен базироваться на семи основных принципах:

1. Справедливое распределение благ и обязанностей.

2. Ведущая роль частного предпринимательства.

3. Честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей.

4. Рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики.

5. Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа.

6. «Озеленение» экономики, охрана окружающей среды.

7. Принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

При этом мы должны исходить из наших конкурентных преимуществ и реальных возможностей.

* * *

Важнейшая задача, стоящая перед Казахстаном, – полное использование нашего промышленного потенциала.

Несмотря на наши успехи в этой сфере, мы до сих пор не можем в полной мере реализовать огромные возможности внутреннего рынка. Почти две трети обработанных товаров импортируются из-за рубежа.

Для повышения стратегической мощи национальной экономики необходимо в кратчайшие сроки развивать новые отрасли переработки. Это охватывает черную и цветную металлургию, нефтехимию, автомобилестроение и машиностроение, производство строительных материалов и продуктов питания, а также другие отрасли.

Для развития качественно новой национальной индустрии необходима обновленная законодательная база.

Вопросы регулирования и поддержки промышленности отражены в различных законодательных актах. Однако единая цель не определена, отсутствует взаимосвязь между реализуемой политикой и мерами.

Кроме того, существует множество законов, регулирующих отдельные сектора или отрасли.

Например, закон «Об электроэнергетике», закон «О транспорте».

Единый закон «О промышленной политике», определяющий принципы, цели и задачи развития перерабатывающей промышленности, должен быть разработан до конца года.

Необходимо также совершенствовать конкретные меры поддержки промышленности. У нас нет системного и целостного подхода. В результате мы растрачиваем средства на бесчисленное множество проектов.

Конечно, мы сохраним широкие «горизонтальные» меры поддержки промышленности.

Вместе с тем, Правительству предстоит определить стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты, а также существенно расширить инструментарий мер поддержки.

Для стратегических проектов следует предусмотреть пакетное предоставление натурных грантов, льготного финансирования, частичного гарантирования, механизмов экспортной поддержки.

Часть капитальных затрат инвесторов можно возмещать путем зачета против налоговых обязательств.

Важно предусмотреть гарантированный закуп со стороны государственного, квазигосударственного секторов и недропользователей.

Главная новелла – стабильность законодательных условий на весь срок реализации проекта.

Конечно, эти меры не исчерпывающие. Конкретный уровень поддержки будет зависеть от объемов капитальных вложений и приоритетности проекта.

В целях фиксации договоренностей между государством и инвесторами будет внедрен новый инструмент – стратегическое инвестиционное соглашение.

Данную инициативу следует реализовать до конца года в рамках законопроекта о восстановлении экономического роста.

Пул проектов, которые войдут в стратегические соглашения, Правительство сформирует до апреля 2021 года.

Системного решения требует вопрос полноценного доступа обрабатывающих предприятий к отечественному сырью по приемлемым ценам.

Поручаю Правительству до конца года разработать регуляторные механизмы, обеспечивающие полноценную загрузку сырьем казахстанских обрабатывающих производств.

Прямой эффект на развитие промышленности оказывают регулируемые закупки. Их объем составляет около 15 триллионов тенге или пятую часть ВВП.

Задача Правительства и акимов – максимально задействовать этот потенциал.

По моему поручению был принят новый закон, улучшивший систему закупок госорганов.

Однако закупки национальных компаний все еще остаются непрозрачными и малодоступными для рядовых предпринимателей.

Поручаю до конца года разработать единый закон, распространяющийся на все закупки квазигоссектора.

Все регулируемые закупки должны осуществляться максимально прозрачно и исключительно через Единое окно закупок.

Никакое улучшение законодательства не поможет, если не будет соответствующей правоприменительной практики.

Нередки случаи, когда дешевые и некачественные импортные товары выдаются за отечественные и побеждают в закупочных конкурсах.

Реестр отечественных производителей и индустриальные сертификаты пока не стали реальным барьером для лжепроизводителей.

Правительство совместно с Нацпалатой «Атамекен» до конца года подготовят конкретные предложения по увеличению казахстанского содержания.

Наша общая задача по отрасли – увеличить объемы производства в обрабатывающей промышленности как минимум в 1,5 раза за пять лет.

Однако, только мерами промышленной политики значительного прогресса в индустриализации не достичь.

Крайне важно, чтобы денежно-кредитная, налоговая и другие ключевые политики не находились в отрыве от потребностей реального сектора. Об этом скажу далее.

* * *

Невозможно построить конкурентоспособную экономику, не развивая сельское хозяйство.

В этой сфере существуют нерешенные актуальные проблемы. В частности, недоступность земли для населения, отсутствие «дешевых кредитов» на длительный срок, нехватка квалифицированных специалистов.

Необходимо принять экстренные меры для повышения производительности, не ограничиваясь только производством сырья, а также для развития складской и транспортной инфраструктуры.

В стране могут быть созданы 7 крупных экосистем для производства и переработки мяса, фруктов, овощей, сахара, пшеницы, масличных культур, молочных продуктов. Особое внимание следует уделить и рыболовству.

Крупные проекты, являющиеся ядром формирования добавленной стоимости, должны играть важную роль.

Целесообразно использовать потенциал личных подсобных хозяйств в рамках вертикальной кооперации.

Личное подсобное хозяйство может предоставить возможность заработка миллионам сельских жителей. Их следует мобилизовать на создание региональных продовольственных хабов.

Мы не должны забывать и о потенциале горизонтальной кооперации. Без нее не будет интенсивного развития в агропромышленном комплексе.

Личные подсобные хозяйства, не объединившиеся, фактически находятся на грани выживания. В этом контексте говорить о производстве качественной и обильной продукции, бесперебойных поставках товаров неуместно. В этом и причина нашей неконкурентоспособности и невозможности избавиться от импорта.

При кооперации сохраняются все права на землю и другое имущество. Кооперация позволит хозяйствам мобилизовать усилия при закупке сырья, производстве продукции и организации ее сбыта.

Тяжелый труд сельских тружеников оценивается слишком дешево. Это не секрет. Значительную часть доходов получают спекулянты.

Поэтому необходимо разработать соответствующий пакет мер для стимулирования кооперации в сельской местности в рамках программ предоставления субсидий и налоговых льгот.

Еще один важный вопрос. В следующем году истекает срок моратория на некоторые нормы Земельного кодекса по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения.

Наша земля не будет продаваться иностранцам. Однако Правительство должно разработать иные методы полного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический оборот. Привлечение инвестиций в аграрный сектор жизненно необходимо.

Нехватка квалифицированных специалистов, а также недостаточное развитие аграрной науки – это накопившиеся проблемы в данной сфере. Исполнительная власть должна принять конкретные меры в этом направлении.

Технологически устаревшая система орошения создает большие препятствия. Бывают случаи, когда до 40% воды уходит впустую. Страна, и так страдающая от дефицита воды, не может себе этого позволить.

Необходимо разработать экономические стимулирующие меры для обеспечения нормативно-правового регулирования этой отрасли и внедрения современных технологий и инноваций.

Текущая госпрограмма развития АПК завершается в следующем году.

Поручаю Правительству совместно с бизнесом начать разработку качественно нового Национального проекта по развитию АПК на пятилетку.

Наши основные задачи: самообеспечение социально значимыми продовольственными товарами; стабильное повышение доходов миллионов сельских жителей; повышение производительности труда в два с половиной раза; увеличение экспорта продукции АПК в два раза.

* * *

Актуальным вопросом остается развитие транспортно-логистического комплекса.

Реализация первого этапа программы «Нұрлы жол» была успешной, она позволила соединить столицу страны с регионами по «лучевому» принципу.

Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой.

Однако конкуренция в этой сфере очень высока. В Центрально-Азиатском регионе появились альтернативные проекты, которые могут снизить транзитный потенциал Казахстана.

Поэтому второй этап «Нұрлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны.

Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов.

Задача – до 2025 года реконструировать и обеспечить дорожным сервисом 24 тысячи километров дорог, то есть все республиканские дороги.

* * *

Малый и средний бизнес переживает сложные времена, по сути, приняв на себя основной удар пандемии.

Для преодоления негативных экономических последствий были предоставлены налоговые послабления более 700 тысячам предпринимателей. Отсрочены платежи, дана возможность рефинансирования кредитов на льготных условиях.

Однако ситуация все еще сложная.

В порядке дополнительной помощи малому и среднему бизнесу поручаю обеспечить государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики.

Субсидирование покроет период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП, то есть с 16 марта текущего года.

Национальный Банк осуществляет специальную программу

Наряду с решением повседневных проблем, необходимо принять системные меры для создания равных возможностей для всех детей. Наши дети должны получать качественное образование независимо от того, где они живут и на каком языке учатся.

Одной из главных проблем в сфере образования является низкая заработная плата учителей.

С января 2021 года я принял решение увеличить заработную плату учителей на 25%. Размер заработной платы будет расти и в дальнейшем.

На эти цели в ближайшие три года будет выделено дополнительно 1,2 триллиона тенге.

Нам нужно решить проблему всестороннего развития ребенка до поступления в школу. Ставлю задачу к 2025 году обеспечить 100-процентный охват детей до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.

Строительством только государственных детских садов эту задачу не решить. Нужно привлечь частный бизнес, найти новые формы поддержки, включая ваучерный механизм финансирования. Родители смогут выбрать любой детский сад или школу, расплатиться там ваучером от государства.

Специалисты обоснованно утверждают, что государственная поддержка только одаренных школьников может усилить социальную дистанцию между детьми. Это недопустимо.

В связи с этим государство поддержит так называемые «обычные» школы. Это также поможет преодолеть разрыв между городом и селом в сфере образования.

В целях повышения уровня грамотности граждан, их цифровых знаний поручаю Правительству разработать Концепцию непрерывного образования. В этом документе нужно предусмотреть активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков.

Мы также должны переориентировать всю систему профессионального образования на формирование компетенций, востребованных на рынке труда.

Ставка будет сделана на подготовку новой волны предпринимателей. Поэтому предмет «Основы предпринимательства» должен изучаться на всех уровнях образования – от школ до ВУЗов.

Необходимо обратить самое серьезное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения.

В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Миллиарды тенге из бюджета государства и квазигоскомпаний расходуются неэффективно.

Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции.

Требуется возобновить деятельность «детских кружков», где представители юного поколения могли бы постигать азы творчества и ремесленничества.

Современные реалии бывают настолько опасными для детей, что их энергию и любознательность нужно направить в правильное русло. Ведь дети это будущее нашего государства.

Работу акимов будем оценивать и по этому критерию.

Несколько слов о качестве высшего образования. В прошлом году я поручил закрыть учебные заведения, занимающиеся «печатанием» дипломов.

Работа идет трудно из-за сопротивления влиятельных лиц, вовлеченных в прибыльный образовательный бизнес. Но проблему нужно решить. Премьер-Министр должен взять данный вопрос на особый контроль.

Хочу также сказать о развитии сферы науки.

В этом вопросе нам нужны свежий взгляд и новые подходы, а также опора на международный опыт.

Правительству поручаю обеспечить ежегодную стажировку 500 ученых в ведущих научных центрах мира, а также выделить 1000 грантов для проведения исследований в рамках проекта «Жас ғалым».

Важным источником финансирования и поддержки науки являются средства крупных предприятий, особенно компаний сырьевого сектора.

Действующие нормы, требующие отчисления 1% от полученной прибыли на развитие науки и технологий, не соблюдаются. Во многих случаях эти средства распределяются внутри компаний.

Правительству поручаю централизовать сбор этих средств и обеспечить их распределение через бюджет в соответствии с общенациональными научными приоритетами.

Было бы замечательно, если бы представители крупного бизнеса взяли под опеку научную деятельность региональных университетов.

Нам нужен специальный программный документ по научно-технологическому развитию страны. Его главной задачей будет использование научного потенциала для решения конкретных проблем национального уровня.

VI. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кризис, вызванный пандемией, нас многому научил. Например, ценить труд врача. А ведь медицинские работники когда-то оказались на периферии государственного внимания.

Разумеется, важность профессии врача должна подкрепляться и материально.

Поручаю при ближайшем уточнении бюджета выделить 150 миллиардов тенге на выплату стимулирующих надбавок медицинским работникам за второе полугодие.

Мы делаем это сейчас, в период кризиса, мы должны делать это и на системной основе.

К 2023 году заработная плата врачей будет в два раза выше средней заработной платы в экономике.

Вопросы лекарственного обеспечения решены, но отечественную фармацевтическую отрасль нужно поставить на ноги. Все основные лекарства и медицинские изделия должны производиться в Казахстане. Это – вопрос национальной безопасности.

Со следующего года ожидаю конкретных результатов в этом направлении.

Еще одна проблема – развитие медицинской инфраструктуры.

До конца года в регионах страны будут построены 13 новых инфекционных больниц.

А к 2025 году в эксплуатацию будут введены 20 современных многопрофильных объектов для сферы здравоохранения. Это означает привлечение инвестиций в размере около 1,5 триллиона тенге на эти цели.

По инициативе Елбасы в городах Нур-Султан и Алматы будут построены 2 многопрофильных медицинских центра. Эти центры станут флагманскими учреждениями страны и дадут новый импульс инновационному росту и развитию прикладной медицины.

Правительству предстоит кардинально пересмотреть подходы к организации первичной медицинской помощи.

Она должна стать более мобильной и доступной широкому кругу населения, в том числе сельчанам.

Следует принять меры по возрождению транспортной медицины для отдаленных регионов.

Чтобы создать эффективное сельское здравоохранение в течение трех лет понадобится обеспечить все сельские населенные пункты фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями.

Пандемия остро поставила вопрос о подготовке докторов редких специальностей: эпидемиологов, инфекционистов, реаниматологов, пульмонологов, кардиологов.

Поручаю Правительству составить долгосрочный (может быть на 10 лет) прогноз обеспечения кадрами медицинских учреждений.

Меры по дальнейшему развитию национального здравоохранения позволят полностью оснастить необходимым оборудованием все медицинские организации, на 50% обновить коечный фонд, заменить устаревшую инфраструктуру, довести ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет.

VII. ЭКОЛОГИЯ И ЗАЩИТА БИОРАЗНООБРАЗИЯ

Охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня.

Этим вопросом занимается весь цивилизованный мир, и нам негоже оставаться в стороне от магистральной тенденции.

Разработан проект нового Экологического кодекса, призванный решить целый ряд системных проблем. Прошу Парламент рассмотреть и принять этот важный документ до конца года.

Правительству поручаю приступить к реализации практических мер по улучшению экологической ситуации. Следует утвердить долгосрочные планы сохранения и рационального использования биологического разнообразия.

В течение пяти лет будет осуществлена посадка более 2 миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов – в населенных пунктах. Эта акция приведет к масштабному озеленению нашей страны. Остро стоит вопрос наращивания зеленого пояса вокруг столицы.

Законодательно и нормативно нужно защитить национальные парки и другие природные богатства Казахстана, ужесточить уголовное и административное преследование граждан, совершающих правонарушения в этой сфере.

Необходимо уделить должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения в школах и вузах. Экологическую акцию «Birge – taza Qazaqstan», призванную укрепить экологические ценности в обществе, следует проводить на систематической основе.

Важная задача – активное развитие культуры экологического туризма внутри страны.

В среднесрочной перспективе рост экономики должен становиться все более «зеленым». Поэтому уже сейчас следует заложить основу для глубокой декарбонизации.

Поручаю Правительству в сотрудничестве с научным обществом и частным сектором разработать пакет предложений по «зеленому росту».

Правительству совместно с гражданским сектором предстоит также разработать законопроект «О защите животных». Отношение к животным является мерилом цивилизованности любого государства, а у нас с этим далеко не все в порядке.

VIII. СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО В ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН

Если не будет установлена верховенство закона и не будет гарантирована безопасность граждан, ни одна задача социально-экономического развития не будет успешно реализована.

«Государство, прислушивающееся к голосу народа» – это, по сути, концепция построения «Справедливого государства».

Недостаточно только слушать и видеть проблемы граждан. Самое главное – нужно принять правильное и справедливое решение.

Нам предстоит проделать большую работу по разработке новых стандартов государства, служащего интересам граждан. В этом плане основная роль возлагается на правоохранительную и судебную системы. Эти сферы остро нуждаются в реформе.

Реальность стремительно меняется. Чем больше силовые структуры будут полагаться на передовые методы работы, тем больше у них шансов вписаться в контекст международной практики.

Нынешняя ситуация в стране предъявляет новые требования к правоохранительным органам, которые должны идти навстречу запросам граждан.

Однако в работе правоохранительной системы в силу инерции прошлого по-прежнему преобладает обвинительный уклон. Нередки случаи, когда граждане необоснованно вовлекаются в орбиту уголовного преследования.

Оперативные сотрудники, выявляющие преступления, и следователи, принимающие процессуальные решения, работают в подчинении у одних и тех же начальников, для которых главной задачей является раскрытие преступления и направление дела в суд. Но права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям.

Что касается прокурорского надзора, то он носит запоздалый характер. Прокуроры знакомятся с обстоятельствами дел только перед направлением в суд.

Следует модернизировать уголовную сферу по примеру развитых стран ОЭСР. Нам нужна модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и отвечающая высоким международным стандартам. Считаю необходимым внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий.

Полиция должна выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреплять улики.

Прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинение в суде.

Суд будет рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу.

Такой подход укрепит систему сдержек и противовесов, создаст на каждом этапе эффективные фильтры.

Еще раз подчеркиваю: законность и справедливость должны быть обеспечены по умолчанию. Нужно помнить, что от ошибок в уголовных делах зависят судьбы людей.

По уголовным делам уже с 2021 года следует законодательно возложить на прокурора обязанность согласования ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека.

Важно обеспечить стабильность уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Его частые корректировки отрицательно влияют на правоприменение и не позволяют наработать единообразную следственную и судебную практику.

Решения, касающиеся применения законодательства, зачастую принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования, исходя из удобства правоприменителей. Поэтому предстоит выработать новые понятия «административного» и «уголовного» правонарушений. Обществу и юридической общественности станет понятной логика установления наказания за правонарушения.

Во всем прогрессивном мире институт полиции развивается на основе сервисной модели. Мы тоже заявили о переходе на такую модель, но пока работа привела только к фрагментарным результатам.

Назрела более целостная реформа местной полицейской службы по принципу «полиции шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору.

Следует законодательно повысить статус участкового инспектора, предоставить ему все возможности для продуктивной работы. Он должен быть узнаваемым, доступным, авторитетным для граждан, активно защищать их права.

Важно научить сотрудников правоохранительных органов вести открытый диалог с людьми. Это направление должно стать приоритетным в системе подготовки и подбора кадров.

Много говорится о развитии систем видеонаблюдения, но при этом помещения самих правоохранительных органов зачастую так и остаются «слепыми» зонами.

Поручаю ввести сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях, служебных помещениях полиции.

Структуру Министерства внутренних дел требуется пересмотреть, освободив его от непрофильных функций, что повысит эффективность работы этого важного ведомства.

Учитывая, что мы вступили в эпоху природных и техногенных катастроф, полагаю необходимым воссоздать Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Проблемы имеются и в работе по профилактике преступности. Нужно переориентировать надзор прокуратуры на эффективное решение проблем, с которыми обращаются граждане и бизнес.

У нас так повелось, что стоит появиться на горизонте солидному инвестору, силовые и контролирующие органы тут же сбегаются его проверять.

Правительству и Парламенту предстоит законодательно оградить бизнес от чрезмерного вмешательства силовых структур.

Требуют пересмотра действующие пороги привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения.

Любые следственные действия в отношении зарегистрированных предпринимателей могут осуществляться только с санкции суда или прокурора. Надо рассмотреть и такой вариант.

Важный критерий правового государства – беспристрастное и справедливое правосудие.

Суд должен быть состязательным, а судья – свободным от стороны обвинения. Для этого необходимо обеспечить равенство адвоката и прокурора.

Укрепление доверия общества к судам должно стать приоритетной целью. Ее достижение возможно только совместными усилиями государства и самого судейского корпуса.

Судебная система не может быть замкнутой корпорацией. Высшему судебному совету и Верховному суду следует активизировать работу по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров.

Судебная система нуждается в специалистах в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права.

Отбор судей должен сопровождаться освещением в СМИ, чтобы общество знало, за какие заслуги те или иные кандидаты были приняты на работу.

Нужно развивать и альтернативные способы разрешения споров, что позволит находить компромиссы без участия государства. Такие институты хорошо показали себя в развитых странах.

Почти десять лет назад мы приняли Закон «О медиации». Но до настоящего времени ни один государственный орган не занимается его развитием, внятная государственная политика отсутствует.

Данное положение дел следует исправить.

При Администрации Президента создается представительная Комиссия по реформе правоохранительной и судебной системы.

Борьба с коррупцией приобретает все более системный характер. Больше внимания уделяется причинам возникновения коррупции, ведется профилактическая работа.

Теперь целесообразно провести специальный анализ нормативных актов и рабочих процессов государственных органов и квазигосударственного сектора с точки зрения противодействия коррупции для выявления факторов, ведущих к коррупции.

Вместе с тем, борьба с коррупцией не должна лишать чиновников, опасающихся ответственности, самостоятельности, инициативы и оперативности.

Мы должны создать соответствующую правовую основу, поддерживая институт общественного контроля как альтернативу государственному контролю.

Поручаю разработать и принять закон «Об общественном контроле», который откроет путь к обеспечению прозрачности и подотчетности государственных органов, квазигосударственного сектора перед обществом.

Необходимо повышать роль общественных советов. Их следует привлекать к работе комиссий по организации закупок. Также следует рассмотреть возможность создания общественных советов в квазигосударственном секторе. Соответствующий законопроект, находящийся на рассмотрении Парламента, целесообразно принять до конца года.

Кроме того, необходимо широко привлекать представителей различных социальных групп в состав общественных советов. Например, мы должны создать благоприятные условия для участия людей с ограниченными возможностями в работе таких организаций и донесения своего голоса.

Они всегда должны быть под особым вниманием государства.

Создание единого информационного ресурса для обеспечения доступности для всего общества

Previous Post

Омархан Уксикбаев: Треть экономики страны – теневая экономика

Next Post

Две трети переработанной продукции поступают из-за рубежа.

Next Post

Две трети переработанной продукции поступают из-за рубежа.

Свежие записи

  • В Усть-Каменогорске задержан подозреваемый, который обманом завладел 9 млн тенге под предлогом покупки жилья 24 декабря, 2025
  • «Я родилась в СССР»: администратор ресторана вызвала резонанс в сети 24 декабря, 2025
  • На съезде партии Baytaq выгнали члена партии 24 декабря, 2025
  • Певец Торегали Тореали может вернуться исполнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.