Не говорите, где душа казаха, душа казаха – в кара-олене. Священный кара-олен, разве не в тебе душа, дух, скорбь и богатство этого бескрайнего народа?! В тебе, священный кара-олен, вся его бурная судьба, пережитые им тяжелые времена, раненые годы и светлые дни, все его страдания и клятвы, которые он ощутил всей своей сутью! Подобно древним батырам, хранившим свою драгоценную душу на черном клинке, народ также хранит свою душу в слове, а слово – в форме стихотворения.
В песнях минувших жырау и акынов, которых не найти, блуждая в смутные времена, пребывает та самая святость, то самое состояние. Когда видишь из песен, как жил казах в разные эпохи, в каком он был состоянии, каково было состояние его души, – целые эпохи разворачиваются перед твоими глазами, начинают говорить.
Султан мой, мое крепкое сердце, береги себя,
Враг тебе – мой враг,
В нужный день – перед тобой,
Моя драгоценная султанская душа, береги себя!
В этой песне Шалкииза жырау, обращенной к Темир бию, который родился в то время, когда Керей и Жанибек повернули свои кочевья к Козыбасы и подняли шанырак Казахского ханства, и который посвятил свою последующую полную борьбы жизнь единению казахов как нации, вы увидите «драгоценную султанскую душу». Это была душа свободного и гордого народа, наследника великих каганатов, хранителя бесценных сокровищ кочевой цивилизации, не склонявшего головы ни перед кем. Это была драгоценная султанская душа.
Три века спустя рождается Махамбет, «кричавший и просивший равенства». Это было время, когда душа казаха, некогда султанская, подверглась ударам мрачных времен и, пережив скорбь, не утратила своей клятвы. Это было время, когда тучи затянули ясное небо прежних благодатных дней, но народ не склонил головы