Необходимо провести масштабную кредитную амнистию для физических и юридических лиц, которые, несмотря на регулярную уплату налогов до введения ограничительных мер в стране, сейчас оказались в сложной ситуации с обслуживанием кредитов по объективным причинам. Такое предложение сегодня на пленарном заседании Мажилиса озвучили депутаты фракции «Народные коммунисты» в своем запросе на имя главы правительства Аскара Мамина, сообщает «Ұлт ақпарат».
«Режим чрезвычайного положения, карантин и локдаун, введенные в связи с пандемией, как показало время, стали решением, способствовавшим остановке развития болезни с особой скоростью. В этой связи фракция «Народные коммунисты» обращает внимание на то, что эти меры привели к снижению или потере доходов наемных работников и предпринимателей. Конечно, эта ситуация не по их вине. Но никто не отменял обязательства народа и бизнеса перед финансовыми организациями. В период карантина объемы производства в сфере МСБ резко снизились: общественное питание – на 53, розничная торговля – на 45, транспорт – на 37 процентов. Это повышает риск закрытия предприятий, объявления банкротства, судебных разбирательств с банками как для предпринимателей, так и для их сотрудников.
По официальным данным, в период карантина из зоны занятости выбыли 4 миллиона 200 тысяч человек. По сути, безработица достигла 46 процентов. Это беспрецедентный уровень в истории страны. Нынешний кризис носит не только санитарно-эпидемиологический, но и характер чрезвычайной ситуации на рынке труда. Соответственно, необходимы чрезвычайные меры», — сказал депутат Мажилиса Айқын Қоңыров, озвучивший запрос от имени фракции.
По его словам, выполнение поручения Президента по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан, то есть «кредитная амнистия», в 2019 году положительно сказалось на обществе и финансовых институтах. Но в первом полугодии 2020 года объем микрокредитов значительно вырос. Объем микрокредитов, выданных МСБ, увеличился на 850 процентов. При этом просроченная задолженность по основному долгу или начисленным процентам достигла 283 процентов. Физические лица увеличили микрокредиты на 145 процентов. Просроченная задолженность выросла на 332 процента.
«Если раньше граждане брали кредиты на покупку бытовой техники, дорогой одежды, проведение различных семейных мероприятий, то в условиях ограничительных мер и в последующий период брали в долг для погашения просроченных