На селекторном совещании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос защиты прав потребителей. О проводимой работе в данном направлении доложил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, сообщает сайт primeminister.kz.
Президент Казахстана К. Токаев в своем Послании народу Казахстана отметил, что повышение качества товаров и услуг является одним из важных аспектов благосостояния народа.
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 18,7 млн потребителей, которые ежедневно совершают более 6 млн транзакций по покупке товаров и услуг (количество операций в розничной торговле с помощью контрольно-кассовых аппаратов).
В этом году казахстанские потребители приобрели товары через розничные торговые сети на сумму 6,8 трлн тенге и потребили услуги на 4 трлн тенге.
По словам министра торговли и интеграции Б. Султанова, основной удельный вес в их структуре приходится на продукты питания, лекарства, товары для дома, операции с движимым и недвижимым имуществом, услуги отдыха.
«В государственную систему защиты прав потребителей входят 19 центральных и 17 местных исполнительных органов. Согласно реестру, государственными органами совместно с субъектами квазигосударственного сектора оказывается 574 услуги физическим лицам в сферах образования, здравоохранения, ветеринарии, ЖКХ, связи и др. При этом ни один участник системы не уделяет должного внимания интересам потребителя. Поэтому наблюдается низкий уровень защиты прав потребителей, искаженная статистика и отсутствие заинтересованности в «работе над повторяющимися ошибками», — сказал Б. Султанов.
Статистика показывает, что неудовлетворенность потребителей остается на стабильно высоком уровне. Вопросы, волнующие потребителей, как правило, из года в год повторяются, особенно в сферах ЖКХ, розничной торговли, медицинских услуг и транспорта.
«Только в Комитет по защите прав потребителей в этом году обратились около 8 тыс. граждан, а полная статистика по государственным органам будет сформирована к концу года. На сегодняшний день сбор и анализ обращений ведется в режиме «ручного управления», отсутствует автоматизация и достаточность данных для оценки работы госорганов и формирования полной картины», — отметил министр торговли и интеграции.
Ряд указанных проблем будет решен посредством поправок, внесенных в Закон «О защите прав потребителей» в июле текущего года. При разработке Закона министерством был изучен передовой международный опыт. За основу концепции взята смешанная модель института защиты прав потребителей, эффективно используемая в странах ОЭСР. Например, в Германии, Австрии, Японии и Литве государство осуществляет «умное» управление, а восстановлением нарушенных прав занимаются досудебные институты урегулирования. Также в Германии, России и Литве действуют Межведомственные советы, где обсуждаются проблемные вопросы защиты прав потребителей.
Как отметил Б. Султанов, внедрена трехуровневая система рассмотрения жалоб.
На первом уровне продавец обязан самостоятельно рассмотреть требование потребителя по принципу «здесь и сейчас». Также по взаимному согласию сторонам предоставлена возможность обратиться к субъектам досудебного урегулирования споров.
Переход потребителя на второй уровень не является обязательным, решение о необходимости направления жалобы в уполномоченный орган принимает он сам. На последнем уровне предусмотрено обращение потребителя в суд.
«Наша общая задача – создать условия, при которых продавец и поставщик услуг будут заинтересованы в недопущении споров, а при их возникновении – в их разрешении на первом уровне», — сказал Б. Султанов.
Судебная система должна рассматривать проблемы в данном направлении с потребительской точки зрения и быть заинтересованной в оперативном разрешении споров.
Вместе с тем, нормы Закона усиливают общественный контроль за не нарушением потребительских прав граждан.
В настоящее время в стране действуют 65 общественных организаций в сфере защиты прав потребителей.
Министерство совместно с неправительственными организациями будет работать по принципу их укрупнения и усиления на отраслевой основе. Это позволит общественному сектору наладить полноценное сотрудничество с отраслевыми государственными органами. В целом, это позволит улучшить культуру потребления и качество потребляемых товаров и услуг.
Кроме того, Законом предусмотрено создание Межведомственного совета по защите прав потребителей. На его заседаниях будут обсуждаться результаты работы государственных органов, выявляться недостатки и приниматься соответствующие решения.
Состав и положение данного Совета находятся на рассмотрении Правительства.
Также министерство будет ежегодно представлять в Правительство аналитический доклад о проделанной работе в сфере защиты прав потребителей.
Данные, собираемые через создаваемую Единую информационную систему, будут составлять основу работы по оперативному и качественному решению указанных проблем.
Данная система свяжет потребителей, бизнес, государственные органы в единую экосистему и позволит структурировать и