ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Мир Аль-Фараби и современный Казахстан

Мир Аль-Фараби и современный Казахстан

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
20 октября, 2020
in Без рубрики
0

Великое наследие

В этом году исполняется 1150 лет со дня рождения Абу Насра аль-Фараби, названного мудрецом степей, «вторым учителем» человечества. Это одна из знаменательных дат в нашей истории. В начале года Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев издал специальное решение о праздновании этой знаменательной даты в нашей стране и на мировом уровне. В связи с этим мы должны рассматривать совпадение юбилеев великих мыслителей Великой Степи Абая и аль-Фараби как духовную преемственность.

Аль-Фараби и Абай – это просвещенные мудрецы, гармонично сочетавшие лучшие достижения восточного и западного миров, высказывавшие передовые мысли на стыке цивилизаций. Для казахов мудрые выводы Абая – это незыблемый ориентир. А научное и творческое наследие мыслителя мирового уровня Абу Насра аль-Фараби – это бесценное сокровище, дающее вечную силу. Труды выдающегося ученого чрезвычайно содержательны и обширны. Он внес огромный вклад в развитие многих областей науки, таких как математика, филология, химия, астрономия, философия, медицина, логика, социология, политология, юриспруденция, этика и других.

Феномен аль-Фараби – явление уникальное. Его бесценное научное наследие имеет общечеловеческое значение. Великий мыслитель – уроженец Отырара, который в средние века был крупным торговым центром, очагом науки, образования и культуры. Он – выдающаяся личность мирового уровня, наша гордость.

Аль-Фараби – золотой мост между западной и восточной культурами. Великий учитель считал главной целью науки служение благу человечества. По его мнению, наука должна приносить конкретную пользу на пути развития цивилизации. Главная особенность мировоззрения мыслителя – рассмотрение развития науки в гармонии с философией, моралью и религиозными нормами.

Перевод и публикация трудов аль-Фараби начались в XII веке. Интеллектуальный капитал мудрого ученого – это переведенные с древнегреческих философских текстов труды, комментарии, а также самостоятельные произведения, синтезирующие гуманитарные и естественные науки. Его наиболее известные произведения – «Мнения жителей добродетельного города», «Основы мудрости», «Великая книга музыки», «Классификация наук» и другие.

Наш Первый Президент – Елбасы Н.А. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Чтобы достичь цели, наше сознание должно опережать наши действия, то есть должно модернизироваться раньше них. Это не только дополнит политическую и экономическую модернизацию, но и станет ее сутью». Следовательно, глубокое и всестороннее изучение духовного мира аль-Фараби – требование времени.

Просвещенные сыны нашего народа неустанно трудились, чтобы вернуть имя и труды аль-Фараби народу. Среди них особое место занимает выдающийся ученый Акжан Машани. Фарабиевед заявляет, что в своих исследованиях он узнал великого мудреца через Абая. Он также находил гармонию в идеях двух мудрецов и писал: «Страна, имеющая таких мудрых сыновей, как аль-Фараби и Абай, не заблудится на пути света. Путь аль-Фараби и Абая – это прямой путь».

Духовное наследие великого мыслителя, вернувшееся на нашу землю, – наше неиссякаемое сокровище. В своих трудах он ставил во главу угла идеи формирования справедливого общества, воспитания благородного человека. Эта благородная инициатива нашла продолжение в произведениях Абая.

Мысли великих мудрецов не утратили своей актуальности и по сей день. Получив независимость, мы получили возможность реализовать благородные идеалы, о которых мечтали аль-Фараби и Абай. Теперь мы должны пропагандировать труды выдающихся личностей Великой Степи не только в нашей стране, но и в мировом масштабе.

Древний Туран, являющийся составной частью мировой цивилизации, связывает Азию и Европу не только географически, но и духовно и культурно. Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Хорезми, Абу Райхан аль-Бируни, Махмуд Кашкари, Жусуп Баласагуни, Кожа Ахмет Ясави, Ахмет Иугинеки и другие исторические личности, родившиеся на этой благословенной земле, внесли огромный вклад в развитие средневековой тюркской цивилизации в свое время.

Среди упомянутых великих мыслителей особое место занимает аль-Фараби. Он провел всю свою сознательную жизнь в городах Багдад, Каир, Дамаск, Халеб, которые были центрами исламской культуры. Мудрый ученый анализировал и интерпретировал произведения великих умов – Аристотеля и Платона – в соответствии со своим временем. Аль-Фараби своими научными трудами сформировал новую систему мышления и поднял интеллектуальный уровень научного мировоззрения на новую высоту.

Аль-Фараби внес большой вклад в развитие «золотого века» исламской цивилизации. На раннем этапе эпохи Возрождения труды Фараби были переведены на латинский язык и стали известны европейской общественности. Тем самым они стали духовным достоянием всего человечества.

В прежние времена не было возможности связать аль-Фараби с его родиной, всесторонне исследовать и изучить его. С тех пор, как имя великого учителя стало известно казахскому народу, его наследие способствовало пробуждению и укреплению национального самосознания. Известные государственные и общественные деятели, ученые и исследователи внесли большой вклад в прославление наследия Фараби. В советское время творческой группой по изучению трудов аль-Фараби, созданной в Академии наук, руководил выдающийся философ-ученый Агын Касымжанов. В результате этих инициатив город Алматы стал научным центром, координирующим исследования наследия аль-Фараби. Проделанная работа получила широкое признание и среди зарубежных ученых.

Благодаря настойчивым исследованиям казахских ученых в 60-70-х годах XX века труды великого мыслителя вернулись на казахскую землю. Таким образом, «второй учитель» воссоединился со своей родной землей. Конечно, это легко сказать. Ведь в то время во многих странах наблюдалась тенденция присвоения мировых личностей, таких как аль-Фараби, в свою пользу. Наши ученые своим упорным трудом и научными доказательствами добились признания мировым сообществом того, что аль-Фараби является уроженцем казахской земли.

После обретения независимости нашей страной был открыт широкий путь для прочного укоренения личности великого учителя в нашем сознании и повседневной жизни. Образ аль-Фараби был увековечен на национальной валюте, ставшей символом нашей государственности. Были созданы специальные научно-исследовательские центры, начались систематические исследования трудов ученого. В школьную программу были включены сведения об аль-Фараби и его наследии.

Казахский национальный университет имени Абу Насра аль-Фараби вносит максимальный вклад в популяризацию мудреца во всем мире. Был создан Международный научно-исследовательский центр аль-Фараби. Такие центры были открыты и в ряде других стран мира. В знак выполнения своего долга и обязательства перед учителем казахский народ построил культурный комплекс в Дамаске, где покоятся его останки. Также проводятся систематические работы по определению места Фараби в истории развития человеческой цивилизации.

В этом году 1150-летие аль-Фараби отмечается на уровне ЮНЕСКО. Необходимо тщательно изучать богатое наследие великого мудреца и эффективно использовать его глубокие философские мысли в воспитании подрастающего поколения и пропаганде принципов добра. Это одна из наших главных задач.

Уроки воспитания

Великие мыслители-философы мира в разные эпохи размышляли над вопросами счастливой жизни и благополучного быта. Среди них особое место занимают труды Абу Насра аль-Фараби, посвященные этой теме: «Указание пути к счастью», «О достижении счастья». В своих произведениях он предлагает идею счастья – самую актуальную проблему в жизни человечества. Мудрый ученый ставит счастье человека на первое место. Он говорит, что счастье – это не наслаждение жизнью, а достижение цели через деятельный разум. Формулу достижения счастья Фараби определяет как «Путь человека к совершенству через самосовершенствование».

В соответствии с народной мудростью «Воспитание – с колыбели», необходимо постепенно прививать сознанию потомков человеческие качества и духовные ценности, унаследованные от предков. К этому вопросу следует подходить с большой ответственностью. Ведь каждый ребенок – это завтрашний день нашей страны, будущее нашего государства.

Аль-Фараби говорил, что семья играет особую роль в пути самосовершенствования и достижения человеком совершенства. Гражданин, воспитанный в образцовой семье, станет достойным жителем того благородного общества, добродетельного города. Если хорошие привычки, привитые в семье, станут постоянными качествами, будет сделан первый шаг к достижению счастья.

Укрепление благополучия и единства каждой семьи – важнейшая задача. Обеспечивая социальную защиту и поддержку института семьи, мы, несомненно, откроем путь к достижению блага для наших граждан.

В настоящее время развитые государства в первую очередь уделяют большое внимание повышению доходов граждан и улучшению качества жизни. Эффективность всего государственного аппарата оценивается по этому показателю. Мы должны создать условия для создания счастливой семьи, воспитания здорового и сознательного поколения. Поэтому институт семьи сегодня стал ключевым вопросом, формирующим глобальную конкурентоспособность государств. Именно отсюда начинается воспитание граждан с передовым мышлением и духовно развитых – главного капитала нашей нации.

Для дальнейшего процветания нашей суверенной страны мы должны сделать институт семьи ядром нашей социальной политики. Система социальной помощи гражданам должна основываться на создании семьи, ее укреплении и всесторонней поддержке.

Ежегодно проводится национальный конкурс «Мерейлі отбасы», направленный на возрождение человеческих ценностей, прославление образцовых семей и повышение их статуса. Такие конкурсы способствуют укреплению института семьи, повышению ответственности родителей за воспитание детей. Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике целесообразно было бы превратить модель счастливой семьи из учения Фараби в долгосрочную стратегию.

По мнению великого мыслителя, главным фактором, влияющим на совершенствование человека, является образование. Мысли великого предка о единстве образования и воспитания стали принципом, вытекающим из жизненной правды веков. Поэтому очень важно не только обучать молодое поколение знаниям и наукам, но и давать всестороннее воспитание, прививать человеческие качества. В первую очередь, государство должно быть заинтересовано и ответственно за такое благородное стремление. В связи с этим мы считаем, что Министерство образования и науки должно активизировать работу по параллельному развитию образования и воспитания.

Ключ к воспитанию находится не только в руках родителей, обладающих мудростью, но и в руках учителя с глубокими знаниями и укоренившимся опытом. Человек на пути к добру, по словам аль-Фараби, «нуждается в мудром учителе». Эту потребность можно удовлетворить путем подготовки квалифицированных педагогов, наставников. В этом плане мы начали реализацию необходимой реформы в обществе. Парламент принял закон «О статусе педагога». Этот закон откроет путь ко многим новым шагам. Поэтому мы должны ценить труд всех учителей, повышать статус педагога и чтить благородное понятие «учитель».

Как указывал аль-Фараби, залогом достижения счастья являются устойчивый характер и разум. Кроме того, великий гений говорит, что совершенствование человека напрямую связано с его здоровьем. Наш народ говорит: «Здоровому телу – здоровый дух». Следовательно, мы должны уделять должное внимание здоровью каждого гражданина. Мудрый мыслитель высоко ценит также мужество и стойкость. Каждый человек должен быть готов защитить себя, своих близких, свою страну в опасные моменты. Это качество должно прививаться человеку с детства. Следовательно, нам следует уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Аль-Фараби, указывая пути достижения добра, не упускает из виду бережливость и расточительность. Он также предупреждает, что чрезмерное наслаждение ведет к ненасытности, жадности. А жадность ведет к коррупции. Это также крайне опасная болезнь, тормозящая развитие страны. Наше государство должно вести неустанную борьбу с такими недугами. Предотвращение коррупции во всех сферах общества – актуальная проблема сегодняшнего дня.

Мудрец степей отмечал, что отрицательные черты характера человека являются духовным недугом. Его слова, сказанные более тысячи лет назад, до сих пор не утратили своего значения. К сожалению, в нашем обществе до сих пор распространены зависть, попытки помешать другим, что негативно сказывается на развитии нации. Чтобы избавиться от таких качеств, необходимо включить учение аль-Фараби в образовательные программы и широко пропагандировать его в обществе.

Гениальный мыслитель, рассуждая о путях достижения счастья, делится своими мыслями о щедрости. Этот процесс также должен служить нам примером. Необходимо открыть простор для продолжения на новом уровне традиционной благотворительной деятельности щедрых людей казахского народа, который никогда не обижал сирот и не унижал вдов.

По мнению Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, «благотворительность и волонтерская деятельность – яркое проявление и образцовый пример патриотизма». В этом году, Году волонтера, мы стали свидетелями благородных инициатив добровольцев. Активное участие наших соотечественников в благотворительных акциях и волонтерских проектах является ярким тому подтверждением. Добровольцы и щедрые люди оказали значительную поддержку нуждающимся во время пандемии. Мы должны всячески поддерживать и широко пропагандировать занятие благотворительностью и волонтерской деятельностью. Это также одна из основных задач, стоящих на повестке дня государства.

Аль-Фараби считает дружеские отношения между людьми также путем к достижению добра. Казахский народ никогда не изменял своему дружелюбию. Это гарантия мирной жизни наших соотечественников, независимо от их национальности и расы. В связи с этим мы будем постоянно проводить мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление дружеских отношений. В целом, наше государство уделяет особое внимание созданию комфортной, достойной среды для жизни граждан.

Организация Объединенных Наций ежегодно составляет рейтинг уровня счастья стран мира. Главная цель индекса счастья – определить качество духовного развития и уровень жизни населения. По совокупности этих показателей Казахстан в прошлом году занял 60-е место в международном рейтинге. Это, конечно, недостаточно для нашей страны, считающейся родиной великого мудреца. Следовательно, было бы очень хорошо, если бы Правительство предприняло конкретные шаги в этом направлении.

Поэтому вооружение каждого гражданина Казахстана идеями аль-Фараби для самосовершенствования и внесения вклада в развитие страны остается крайне актуальной проблемой.

Философия счастья мудреца должна стать ориентиром разума, ведущим гражданское общество к цивилизации.

Принцип благотворительности

Человечество в своей истории развития веками мечтало о построении совершенного общества. Западные и восточные мыслители в каждую эпоху размышляли над вопросами нравственности, образованности, справедливости, гуманизма. Были написаны труды о совершенном обществе. В поисках эффективных форм государственного управления предлагались различные модели.

Среди них особенно ценным является учение Абу Насра аль-Фараби о добродетельном городе – добродетельном обществе. Мы видим, насколько важно сегодня объединение усилий всего человечества против пандемии коронавируса. Эта ситуация показывает, насколько актуально общечеловеческое понятие «добродетельный мир». В связи с этим слова аль-Фараби, обращенные ко всему человечеству: «Люди могут достичь счастья только объединившись», могут стать для всех нас конкретным ориентиром.

По мнению аль-Фараби, «город, объединяющий людей для взаимопомощи, – это добродетельный город, а общество, помогающее друг другу на пути к счастью, – это добродетельное общество». Из истории известно, что общество возникло раньше государства. Как отметил мыслитель, общество может существовать без государства, но государство не может существовать без общества. В связи с этим, для развития гражданского общества в нашей стране можно руководствоваться идеями Абу Насра аль-Фараби о добродетельном обществе.

Социальные взгляды аль-Фараби имеют огромное значение для формирования принципов и ценностей гражданского общества и справедливой системы. Философ дает конкретные ответы на вопросы: «Каким должен быть добродетельный человек и гражданское общество?», «Каков справедливый путь государственного управления?». Великий мыслитель говорил, что люди достигают высшего уровня разума, совершенствуя отношения друг с другом и человеческие качества. Поэтому мы считаем, что взгляды великого гения очень актуальны и в новом XXI веке.

Как известно, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, приступая к исполнению обязанностей Президента, особо отметил

Previous Post

Карантин: Какие спортсмены могут поехать на соревнования за рубеж?

Next Post

В Казахстане за сутки выявлено 115 случаев коронавируса

Next Post

В Казахстане за сутки выявлено 115 случаев коронавируса

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.