Великое наследие
В этом году исполняется 1150 лет со дня рождения Абу Насра аль-Фараби, названного мудрецом степей, «вторым учителем» человечества. Это одна из знаменательных дат в нашей истории. В начале года Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев издал специальное решение о праздновании этой знаменательной даты в нашей стране и на мировом уровне. В связи с этим мы должны рассматривать совпадение юбилеев великих мыслителей Великой Степи Абая и аль-Фараби как духовную преемственность.
Аль-Фараби и Абай – это просвещенные мудрецы, гармонично сочетавшие лучшие достижения восточного и западного миров, высказывавшие передовые мысли на стыке цивилизаций. Для казахов мудрые выводы Абая – это незыблемый ориентир. А научное и творческое наследие мыслителя мирового уровня Абу Насра аль-Фараби – это бесценное сокровище, дающее вечную силу. Труды выдающегося ученого чрезвычайно содержательны и обширны. Он внес огромный вклад в развитие многих областей науки, таких как математика, филология, химия, астрономия, философия, медицина, логика, социология, политология, юриспруденция, этика и других.
Феномен аль-Фараби – явление уникальное. Его бесценное научное наследие имеет общечеловеческое значение. Великий мыслитель – уроженец Отырара, который в средние века был крупным торговым центром, очагом науки, образования и культуры. Он – выдающаяся личность мирового уровня, наша гордость.
Аль-Фараби – золотой мост между западной и восточной культурами. Великий учитель считал главной целью науки служение благу человечества. По его мнению, наука должна приносить конкретную пользу на пути развития цивилизации. Главная особенность мировоззрения мыслителя – рассмотрение развития науки в гармонии с философией, моралью и религиозными нормами.
Перевод и публикация трудов аль-Фараби начались в XII веке. Интеллектуальный капитал мудрого ученого – это переведенные с древнегреческих философских текстов труды, комментарии, а также самостоятельные произведения, синтезирующие гуманитарные и естественные науки. Его наиболее известные произведения – «Мнения жителей добродетельного города», «Основы мудрости», «Великая книга музыки», «Классификация наук» и другие.
Наш Первый Президент – Елбасы Н.А. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Чтобы достичь цели, наше сознание должно опережать наши действия, то есть должно модернизироваться раньше них. Это не только дополнит политическую и экономическую модернизацию, но и станет ее сутью». Следовательно, глубокое и всестороннее изучение духовного мира аль-Фараби – требование времени.
Просвещенные сыны нашего народа неустанно трудились, чтобы вернуть имя и труды аль-Фараби народу. Среди них особое место занимает выдающийся ученый Акжан Машани. Фарабиевед заявляет, что в своих исследованиях он узнал великого мудреца через Абая. Он также находил гармонию в идеях двух мудрецов и писал: «Страна, имеющая таких мудрых сыновей, как аль-Фараби и Абай, не заблудится на пути света. Путь аль-Фараби и Абая – это прямой путь».
Духовное наследие великого мыслителя, вернувшееся на нашу землю, – наше неиссякаемое сокровище. В своих трудах он ставил во главу угла идеи формирования справедливого общества, воспитания благородного человека. Эта благородная инициатива нашла продолжение в произведениях Абая.
Мысли великих мудрецов не утратили своей актуальности и по сей день. Получив независимость, мы получили возможность реализовать благородные идеалы, о которых мечтали аль-Фараби и Абай. Теперь мы должны пропагандировать труды выдающихся личностей Великой Степи не только в нашей стране, но и в мировом масштабе.
Древний Туран, являющийся составной частью мировой цивилизации, связывает Азию и Европу не только географически, но и духовно и культурно. Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Хорезми, Абу Райхан аль-Бируни, Махмуд Кашкари, Жусуп Баласагуни, Кожа Ахмет Ясави, Ахмет Иугинеки и другие исторические личности, родившиеся на этой благословенной земле, внесли огромный вклад в развитие средневековой тюркской цивилизации в свое время.
Среди упомянутых великих мыслителей особое место занимает аль-Фараби. Он провел всю свою сознательную жизнь в городах Багдад, Каир, Дамаск, Халеб, которые были центрами исламской культуры. Мудрый ученый анализировал и интерпретировал произведения великих умов – Аристотеля и Платона – в соответствии со своим временем. Аль-Фараби своими научными трудами сформировал новую систему мышления и поднял интеллектуальный уровень научного мировоззрения на новую высоту.
Аль-Фараби внес большой вклад в развитие «золотого века» исламской цивилизации. На раннем этапе эпохи Возрождения труды Фараби были переведены на латинский язык и стали известны европейской общественности. Тем самым они стали духовным достоянием всего человечества.
В прежние времена не было возможности связать аль-Фараби с его родиной, всесторонне исследовать и изучить его. С тех пор, как имя великого учителя стало известно казахскому народу, его наследие способствовало пробуждению и укреплению национального самосознания. Известные государственные и общественные деятели, ученые и исследователи внесли большой вклад в прославление наследия Фараби. В советское время творческой группой по изучению трудов аль-Фараби, созданной в Академии наук, руководил выдающийся философ-ученый Агын Касымжанов. В результате этих инициатив город Алматы стал научным центром, координирующим исследования наследия аль-Фараби. Проделанная работа получила широкое признание и среди зарубежных ученых.
Благодаря настойчивым исследованиям казахских ученых в 60-70-х годах XX века труды великого мыслителя вернулись на казахскую землю. Таким образом, «второй учитель» воссоединился со своей родной землей. Конечно, это легко сказать. Ведь в то время во многих странах наблюдалась тенденция присвоения мировых личностей, таких как аль-Фараби, в свою пользу. Наши ученые своим упорным трудом и научными доказательствами добились признания мировым сообществом того, что аль-Фараби является уроженцем казахской земли.
После обретения независимости нашей страной был открыт широкий путь для прочного укоренения личности великого учителя в нашем сознании и повседневной жизни. Образ аль-Фараби был увековечен на национальной валюте, ставшей символом нашей государственности. Были созданы специальные научно-исследовательские центры, начались систематические исследования трудов ученого. В школьную программу были включены сведения об аль-Фараби и его наследии.
Казахский национальный университет имени Абу Насра аль-Фараби вносит максимальный вклад в популяризацию мудреца во всем мире. Был создан Международный научно-исследовательский центр аль-Фараби. Такие центры были открыты и в ряде других стран мира. В знак выполнения своего долга и обязательства перед учителем казахский народ построил культурный комплекс в Дамаске, где покоятся его останки. Также проводятся систематические работы по определению места Фараби в истории развития человеческой цивилизации.
В этом году 1150-летие аль-Фараби отмечается на уровне ЮНЕСКО. Необходимо тщательно изучать богатое наследие великого мудреца и эффективно использовать его глубокие философские мысли в воспитании подрастающего поколения и пропаганде принципов добра. Это одна из наших главных задач.
Уроки воспитания
Великие мыслители-философы мира в разные эпохи размышляли над вопросами счастливой жизни и благополучного быта. Среди них особое место занимают труды Абу Насра аль-Фараби, посвященные этой теме: «Указание пути к счастью», «О достижении счастья». В своих произведениях он предлагает идею счастья – самую актуальную проблему в жизни человечества. Мудрый ученый ставит счастье человека на первое место. Он говорит, что счастье – это не наслаждение жизнью, а достижение цели через деятельный разум. Формулу достижения счастья Фараби определяет как «Путь человека к совершенству через самосовершенствование».
В соответствии с народной мудростью «Воспитание – с колыбели», необходимо постепенно прививать сознанию потомков человеческие качества и духовные ценности, унаследованные от предков. К этому вопросу следует подходить с большой ответственностью. Ведь каждый ребенок – это завтрашний день нашей страны, будущее нашего государства.
Аль-Фараби говорил, что семья играет особую роль в пути самосовершенствования и достижения человеком совершенства. Гражданин, воспитанный в образцовой семье, станет достойным жителем того благородного общества, добродетельного города. Если хорошие привычки, привитые в семье, станут постоянными качествами, будет сделан первый шаг к достижению счастья.
Укрепление благополучия и единства каждой семьи – важнейшая задача. Обеспечивая социальную защиту и поддержку института семьи, мы, несомненно, откроем путь к достижению блага для наших граждан.
В настоящее время развитые государства в первую очередь уделяют большое внимание повышению доходов граждан и улучшению качества жизни. Эффективность всего государственного аппарата оценивается по этому показателю. Мы должны создать условия для создания счастливой семьи, воспитания здорового и сознательного поколения. Поэтому институт семьи сегодня стал ключевым вопросом, формирующим глобальную конкурентоспособность государств. Именно отсюда начинается воспитание граждан с передовым мышлением и духовно развитых – главного капитала нашей нации.
Для дальнейшего процветания нашей суверенной страны мы должны сделать институт семьи ядром нашей социальной политики. Система социальной помощи гражданам должна основываться на создании семьи, ее укреплении и всесторонней поддержке.
Ежегодно проводится национальный конкурс «Мерейлі отбасы», направленный на возрождение человеческих ценностей, прославление образцовых семей и повышение их статуса. Такие конкурсы способствуют укреплению института семьи, повышению ответственности родителей за воспитание детей. Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике целесообразно было бы превратить модель счастливой семьи из учения Фараби в долгосрочную стратегию.
По мнению великого мыслителя, главным фактором, влияющим на совершенствование человека, является образование. Мысли великого предка о единстве образования и воспитания стали принципом, вытекающим из жизненной правды веков. Поэтому очень важно не только обучать молодое поколение знаниям и наукам, но и давать всестороннее воспитание, прививать человеческие качества. В первую очередь, государство должно быть заинтересовано и ответственно за такое благородное стремление. В связи с этим мы считаем, что Министерство образования и науки должно активизировать работу по параллельному развитию образования и воспитания.
Ключ к воспитанию находится не только в руках родителей, обладающих мудростью, но и в руках учителя с глубокими знаниями и укоренившимся опытом. Человек на пути к добру, по словам аль-Фараби, «нуждается в мудром учителе». Эту потребность можно удовлетворить путем подготовки квалифицированных педагогов, наставников. В этом плане мы начали реализацию необходимой реформы в обществе. Парламент принял закон «О статусе педагога». Этот закон откроет путь ко многим новым шагам. Поэтому мы должны ценить труд всех учителей, повышать статус педагога и чтить благородное понятие «учитель».
Как указывал аль-Фараби, залогом достижения счастья являются устойчивый характер и разум. Кроме того, великий гений говорит, что совершенствование человека напрямую связано с его здоровьем. Наш народ говорит: «Здоровому телу – здоровый дух». Следовательно, мы должны уделять должное внимание здоровью каждого гражданина. Мудрый мыслитель высоко ценит также мужество и стойкость. Каждый человек должен быть готов защитить себя, своих близких, свою страну в опасные моменты. Это качество должно прививаться человеку с детства. Следовательно, нам следует уделять большое внимание патриотическому воспитанию.
Аль-Фараби, указывая пути достижения добра, не упускает из виду бережливость и расточительность. Он также предупреждает, что чрезмерное наслаждение ведет к ненасытности, жадности. А жадность ведет к коррупции. Это также крайне опасная болезнь, тормозящая развитие страны. Наше государство должно вести неустанную борьбу с такими недугами. Предотвращение коррупции во всех сферах общества – актуальная проблема сегодняшнего дня.
Мудрец степей отмечал, что отрицательные черты характера человека являются духовным недугом. Его слова, сказанные более тысячи лет назад, до сих пор не утратили своего значения. К сожалению, в нашем обществе до сих пор распространены зависть, попытки помешать другим, что негативно сказывается на развитии нации. Чтобы избавиться от таких качеств, необходимо включить учение аль-Фараби в образовательные программы и широко пропагандировать его в обществе.
Гениальный мыслитель, рассуждая о путях достижения счастья, делится своими мыслями о щедрости. Этот процесс также должен служить нам примером. Необходимо открыть простор для продолжения на новом уровне традиционной благотворительной деятельности щедрых людей казахского народа, который никогда не обижал сирот и не унижал вдов.
По мнению Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, «благотворительность и волонтерская деятельность – яркое проявление и образцовый пример патриотизма». В этом году, Году волонтера, мы стали свидетелями благородных инициатив добровольцев. Активное участие наших соотечественников в благотворительных акциях и волонтерских проектах является ярким тому подтверждением. Добровольцы и щедрые люди оказали значительную поддержку нуждающимся во время пандемии. Мы должны всячески поддерживать и широко пропагандировать занятие благотворительностью и волонтерской деятельностью. Это также одна из основных задач, стоящих на повестке дня государства.
Аль-Фараби считает дружеские отношения между людьми также путем к достижению добра. Казахский народ никогда не изменял своему дружелюбию. Это гарантия мирной жизни наших соотечественников, независимо от их национальности и расы. В связи с этим мы будем постоянно проводить мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление дружеских отношений. В целом, наше государство уделяет особое внимание созданию комфортной, достойной среды для жизни граждан.
Организация Объединенных Наций ежегодно составляет рейтинг уровня счастья стран мира. Главная цель индекса счастья – определить качество духовного развития и уровень жизни населения. По совокупности этих показателей Казахстан в прошлом году занял 60-е место в международном рейтинге. Это, конечно, недостаточно для нашей страны, считающейся родиной великого мудреца. Следовательно, было бы очень хорошо, если бы Правительство предприняло конкретные шаги в этом направлении.
Поэтому вооружение каждого гражданина Казахстана идеями аль-Фараби для самосовершенствования и внесения вклада в развитие страны остается крайне актуальной проблемой.
Философия счастья мудреца должна стать ориентиром разума, ведущим гражданское общество к цивилизации.
Принцип благотворительности
Человечество в своей истории развития веками мечтало о построении совершенного общества. Западные и восточные мыслители в каждую эпоху размышляли над вопросами нравственности, образованности, справедливости, гуманизма. Были написаны труды о совершенном обществе. В поисках эффективных форм государственного управления предлагались различные модели.
Среди них особенно ценным является учение Абу Насра аль-Фараби о добродетельном городе – добродетельном обществе. Мы видим, насколько важно сегодня объединение усилий всего человечества против пандемии коронавируса. Эта ситуация показывает, насколько актуально общечеловеческое понятие «добродетельный мир». В связи с этим слова аль-Фараби, обращенные ко всему человечеству: «Люди могут достичь счастья только объединившись», могут стать для всех нас конкретным ориентиром.
По мнению аль-Фараби, «город, объединяющий людей для взаимопомощи, – это добродетельный город, а общество, помогающее друг другу на пути к счастью, – это добродетельное общество». Из истории известно, что общество возникло раньше государства. Как отметил мыслитель, общество может существовать без государства, но государство не может существовать без общества. В связи с этим, для развития гражданского общества в нашей стране можно руководствоваться идеями Абу Насра аль-Фараби о добродетельном обществе.
Социальные взгляды аль-Фараби имеют огромное значение для формирования принципов и ценностей гражданского общества и справедливой системы. Философ дает конкретные ответы на вопросы: «Каким должен быть добродетельный человек и гражданское общество?», «Каков справедливый путь государственного управления?». Великий мыслитель говорил, что люди достигают высшего уровня разума, совершенствуя отношения друг с другом и человеческие качества. Поэтому мы считаем, что взгляды великого гения очень актуальны и в новом XXI веке.
Как известно, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, приступая к исполнению обязанностей Президента, особо отметил