ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Выступление Главы государства на расширенном заседании Правительства

Выступление Главы государства на расширенном заседании Правительства

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
26 января, 2021
in Год рабочих профессий
0

«Ұлт ақпарат» со ссылкой на Акорду публикует полный текст выступления Президента Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства.

***

Уважаемые коллеги!

Мы выслушали доклады. Теперь перейдем к задачам на предстоящий период.

Наша главная цель – преодоление последствий пандемии коронавируса. Выступавшие до меня говорили об имеющихся положительных результатах работы. Поэтому я сразу перейду к основным задачам и работам, которые необходимо провести для исправления допущенных ошибок.

ПЕРВОЕ. Поддержка экономической активности.

Пандемия и карантинные ограничения, нарушение торговых связей негативно сказались на деловой активности в стране. Показатели многих крупных предприятий снизились. Особенно сильно страдает малый и средний бизнес. В прошлом году был принят ряд антикризисных мер. Всем вам известно, что их масштаб был очень большим и они были реализованы оперативно. Важные меры, пользующиеся спросом у бизнеса, продлены до конца этого года.

Малый и средний бизнес обеспечивает работой треть населения страны. Одним словом, каково его положение – таково и положение народа. В этом году поддержка малого и среднего бизнеса должна быть в центре нашего внимания. Поручаю Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в течение месяца разработать комплекс необходимых мер для этого.

Государственная программа «Еңбек» – основной инструмент занятости населения. По ее направлению «Бастау-бизнес» прошли обучение более 150 тысяч человек. Однако только 10% получили кредиты, 19% – гранты. Более 100 тысяч человек остались без государственной поддержки. Особенно не хватает финансирования выпускникам программы на селе. Причина в том, что в сельской местности нет отделений банков и институтов развития. Поэтому нам необходимо пересмотреть не только объем финансирования программы, но и принципы и механизмы ее реализации. Задача Правительства – обеспечить активное участие в ней квалифицированных микрофинансовых организаций. Ставка по микрокредитам, выдаваемым населению, не должна превышать 6%.

Далее. Значительные антикризисные средства из бюджета следует эффективно использовать. Это вроде бы понятно. Но на самом деле ситуация зачастую выглядит иначе.

Я поручал Правительству и акимам усилить работу по увеличению местного содержания в закупках. Однако данное поручение выполняется неудовлетворительно.

За 9 месяцев 2020 года общий объем регулируемого закупа товаров, работ и услуг составил 12,5 триллиона тенге. Наша экономика недополучила почти половину из этой суммы. На местные товары и услуги было направлено примерно 6,5 триллиона тенге, или 52 %.

Меньше всего средств на закуп отечественных товаров и услуг тратят государственные органы. Местное содержание у них составило только 30 %.

В рамках реализации инфраструктурных программ госорганы должны были достигнуть 90 % уровня по этому показателю. По факту – казахстанское содержание обеспечено только на 83 %.

В проектах «Нұрлы жер» невыполнение поручения допущено в восьми регионах. Худшие результаты: в столице – 59 %, Туркестанской и Павлодарской областях – 64 % и 61 % соответственно.

В рамках «Дорожной карты занятости» доля местного содержания составила 87 %. Нарушение плановых показателей допущено в семи регионах. Наиболее значительные отклонения зафиксированы в трех областях: Алматинской – 60 %, Кызылординской – 73 % и Мангистауской – 80 %.

Хочу еще раз подчеркнуть – задачу по увеличению доли казахстанского содержания никто не снимал.

Субсидировать импорт триллионами бюджетных средств мы не имеем права. Поэтому администраторы бюджета будут нести персональную ответственность.

При этом нам не нужны дутые цифры. Важен правильный счет. Имеется информация, что в «зачет» часто относится любая продукция юридического лица, зарегистрированного в Казахстане. И не важно – поставил он собственный товар или импортный.

Поручаю Мининдустрии перепроверить заявленные цифры в соответствии с утвержденными методиками.

Стоит отметить и положительные примеры. В период пандемии холдинг «Самрук-Казына» начал применять практику заключения долгосрочных оффтейк-контрактов в обмен на обязательство сохранять рабочие места. В результате было поддержано более 200 тысяч рабочих мест.

Однако в госзакупках этот эффективный инструмент применяется недостаточно активно. Поручаю до 1 сентября утвердить Комплексный план по созданию и расширению производств через оффтейк-контракты, то есть через систему гарантированного закупа продукции.

Предстоит провести работу по широкому использованию категорийных закупок и других механизмов стимулирования местного производства. Прошу Нацпалату «Атамекен» подключиться к этому процессу.

Еще один важный аспект. С 1 января текущего года вступили в силу жесткие требования ВТО по ограничению поддержки отечественного бизнеса. Правительству и Палате предстоит выработать новые меры с учетом требований этой организации.

Я всегда говорил, что государство будет всесторонне поддерживать добросовестный бизнес. В условиях пандемии мы оказываем рекордную, беспрецедентную поддержку казахстанскому автопрому, стройиндустрии.

Выросли продажи новых автомобилей, домов и квартир. Соответственно выросли объемы выручки заводов, крупных строительных компаний.

В то же время мы вправе рассчитывать на соответствующую отдачу от бизнеса. Госпомощь оказывается для того, чтобы росло благосостояние в первую очередь работников и граждан в целом.

Мы должны понимать, насколько продуктивны применяемые подходы. Прошу Правительство ускорить анализ эффективности мер государственной поддержки.

ВТОРОЕ. Вопрос занятости.

Мы приняли Дорожную карту занятости и выделили на нее 1 триллион тенге. Освоено 98,2% этих средств. Программа сыграла важную роль в обеспечении населения работой и поддержке деловой активности. Однако при проверке информации об открытии десятков и сотен тысяч рабочих мест, она не всегда совпадает с пенсионными и налоговыми отчислениями. Распространена практика трудоустройства граждан только на бумаге. Данные об одном человеке неоднократно вносятся в единую информационную систему. Зарегистрировано 15 тысяч таких случаев.

Выяснилось, что треть трудоустроенных граждан не произвели отчислений в пенсионный фонд. Подобные случаи выявлены особенно в Туркестанской (79%), Кызылординской (43%) и Жамбылской областях (36%). В целом, около 40% занятых остались в «тени».

Ранее я давал поручение по внедрению способов автоматической перепроверки таких расчетов. Однако Комитет государственных доходов и Единый накопительный пенсионный фонд еще не выполнили это поручение.

Еще одним недостатком антикризисных мер является низкий уровень налоговых поступлений в бюджет. Из выделенного на «Дорожную карту занятости» 1 триллиона тенге уплачено всего 5,5 миллиардов тенге налогов. Это всего лишь полпроцента! Органы, ответственные за государственные доходы, должны взять вопрос под строгий контроль. При необходимости мы привлечем к этой работе и правоохранительные органы.

ТРЕТЬЕ. Перенастройка системных политик.

Кризис ярко высветил застарелые проблемы национальной экономики.

Одна из важнейших системных политик – налоговая, она должна стимулировать формирование новой структуры экономики. Экономики, основанной на конкурентоспособном несырьевом секторе, качественных инвестициях, встроенной в цепочки добавленной стоимости.

В рамках антикризисных предоставили широкий спектр налоговых стимулов. Все они оправдали себя. Сейчас, в период восстановительного роста, Правительству следует выработать предложения по совершенствованию налогово-бюджетной политики в новых реалиях.

Крайне важен вопрос и налогового администрирования.

В последние месяцы участились жалобы предпринимателей на налоговые органы. За минимальную задолженность блокируются счета, постоянно зависает система приема отчетности, без должных оснований ограничивается экспорт и так далее.

В целях исполнения бюджета за счет авансовых платежей на добросовестных предпринимателей оказывается давление. Следует прекратить эту практику.

Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» разработать предложения по кардинальному упрощению и смягчению налогового администрирования. Оно должно основываться на цифровых решениях, использовании больших данных и технологии блокчейн.

В частности, поручаю рассмотреть вопрос освобождения индивидуальных предпринимателей от предоставления налоговой отчетности в случае использования ими онлайн кассовых аппаратов и POS-терминалов.

Налоговые и таможенные поступления являются основной статьей дохода в республиканском бюджете.

При этом ее доля в общей сумме доходов в 2020 году сократилась до 47 %. Годом ранее она достигала 65 %. Отмечается низкий уровень собираемости таможенных платежей.

Широко применяется практика недостоверного декларирования. Только на границе с Китаем количество таких фактов составило около 50 тысяч. И это в период пандемии и повсеместных локдаунов. Расхождения в зеркальной статистике с Китаем – более 5 миллиардов долларов.

Контрабанда – это не только неуплаченные налоги. Это прямая угроза отечественной промышленности, здоровью граждан, окружающей среде.

Можно констатировать, что одна из важнейших системных политик государства – таможенно-тарифная – недостаточно эффективна.

Поручаю Правительству разработать Комплексную программу противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства до 1 сентября текущего года.

Программа должна предусматривать кардинальное улучшение таможенного администрирования, совершенствование техрегулирования, экспортного и иных видов госконтроля на границе.

Предстоит системно усилить работу с лжепредприятиями и злостными неплательщиками. По официальным оценкам около четверти ВВП, а по данным Всемирного банка – 40 %, находится в «серой» зоне. Обороты преступных групп, занимающихся обналичиванием, иными нелегальными способами получения доходов, исчисляются триллионами тенге.

В 2019 году мы присоединили к Комитету финмониторинга Службу экономических расследований. Это дало положительный эффект.

В прошлом году было возбуждено рекордное число дел в отношении ОПГ в сфере теневой экономики. Пресечена деятельность 73 преступных групп, снижен объем обналичивания денег. Но это только начало работы.

Для сохранения позитивной динамики необходимо повысить статус данного подразделения, создать в самые сжатые сроки Агентство по борьбе с экономическими преступлениями при Президенте. Это повысит автономность принятия решений, исключит конфликт интересов.

Данное ведомство совместно с Правительством и другими органами должно приступить к реализации мер по борьбе против «теневой» экономики. К 2025 году она не должна превышать 15 %. Это очень серьезная задача, которая стоит перед Правительством в целом и, конечно, перед вновь создаваемым Агентством.

В части вывода капитала ожидаю четкого исполнения моих поручений по обложению налогами средств, выводящихся в оффшоры.

Особое внимание надо уделить пресечению фактов заимствований по завышенным ставкам, в том числе в рамках внутрикорпоративных отношений.

Следующий системный вопрос – бюджетная политика.

Кризис вновь показал, что в условиях новой реальности жить нужно по средствам. Требуется провести реальное сокращение непродуктивных затрат.

Правительство провело неплохую работу по сокращению расходов на форумы, имиджевые услуги, покупку транспорта и мебели. Но этого пока недостаточно.

Огромный объем неэффективно планируемых и используемых средств заложен в капитальных затратах. Администраторами бюджетных программ планируются ненужные проекты, готовятся за десятки и сотни миллионов ТЭО и ПСД с раздутой сметой.

Затем припирают Минфин к стенке: «деньги на ПСД потрачены, дайте деньги на сам объект». Так дело не пойдет.

Поручение по этому поводу я давал. Жду системных решений по данному вопросу. Более 90 % всех нарушений в этой сфере приходится именно на неэффективное планирование.

Требуется внедрять механизмы, не позволяющие завышать цены на этапе планирования расходов. Следует сделать использование сервиса «Единое окно закупок» частью бюджетного процесса.

Недостаточно активно ведется работа по централизации вспомогательных функций, таких как бухгалтерия, кадры, закупки и других. Создание общих центров обслуживания в структуре «Самрук-Казына» дало миллиарды экономии. Следует распространить данный опыт на государственный сектор.

Значительные бюджетные средства затрачиваются на содержание автопарка для руководства центральных органов. Так, на содержание одного автомобиля в среднем расходуется более 6 миллионов тенге в год.

В ряде стран внедрена практика денежной компенсации вместо персонального служебного транспорта. И этот опыт у нас используется в ряде учреждений, в частности, в акимате столицы. Такой подход прошел успешную апробацию и в фонде «Самрук-Казына».

Это позволило значительно сократить число служебных автомашин, снизить административные расходы на 1,5 миллиарда тенге.

Поручаю Правительству совместно с Управлением делами Президента внести предложения по новой схеме обеспечения руководителей госорганов служебным автотранспортом, который нуждается в серьезном сокращении.

Многие вопросы государственного развития можно решать за счет частных инвестиций. Однако здесь наблюдается стагнация. Во многом это связано с низким инвестиционным циклом. Вместе с тем есть вопросы и к нашим институтам.

Одна из главных проблем заключается в разобщенности действий министерств, акиматов, нацкомпаний и других субъектов. В стране действует сложная многоуровневая модель управления инвестициями.

Поручаю вновь назначенному заместителю Премьер-министра — министру иностранных дел до конца февраля внести конкретные предложения по реформированию системы управления инвестициями.

Яркий пример низкой эффективности – наши свободные экономические зоны. Об этом я уже говорил, но вынужден повторяться.

Сегодня действуют 13 СЭЗ, а в прошлом году хотели создать еще две. При этом их наполняемость проектами осталась на низком уровне – в целом всего 52 %. По каждой из них следует провести анализ целесообразности, выработать новую модель функционирования.

Хочу подчеркнуть: акимы, не занимающиеся реальным развитием своих СЭЗ, сильно рискуют. Мы просто закроем такие зоны и не будем тратить на них бюджетные деньги. Эту проблему нам нужно решить в самое ближайшее время – в 1 квартале этого года. Нужно провести очень серьезный анализ.

Второй источник инвестиций в восстановление экономики – кредиты банков и фондовый рынок. Однако он также «хромает на обе ноги».

Устойчивое снижение инфляции, стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий являются важным условием для смягчения денежно-кредитной политики. Поэтому Правительству и Нацбанку следует вернуть инфляцию в целевой коридор 4-6 % в 2021-2022 годах и снизить ее до 3-4 % в 2025 году.

Устойчивость финансового сектора является определяющим фактором развития экономики. В прошлом году была завершена независимая оценка качества активов (AQR) банков. Проведено комплексное стресс-тестирование. Выработаны индивидуальные планы по обеспечению финансовой устойчивости. Не всем банкам это помогло.

Поручаю Агентству по регулированию и развитию финансового рынка обеспечить контроль за неукоснительным исполнением банками и их акционерами индивидуальных планов мероприятий.

Хочу завершить этот блок поручений одним из самых острых вопросов, который должен стать приоритетным в деятельности всего госаппарата. Это развитие конкуренции.

Сегодня экономика страны страдает не только от чрезмерного присутствия государства, но и от неконкурентных действий частных монополистов. Где-то это созданные государством единые операторы, где-то – просто частные монополии.

Поручаю Агентству по защите и развитию конкуренции провести анализ целесообразности продолжения деятельности подобных структур. Всего их у нас около 50.

Свои предложения внесите мне к 1 июня. Потом решим, что делать: либо лишить их такого статуса, либо вовсе закрыть.

Поручаю Правительству и Агентству в срок до 1 января 2022 года обеспечить принятие законопроекта, направленного на решение основных проблем, мешающих честной конкуренции.

До завершения анализа и принятия Закона запрещаю создавать государственных и частных операторов.

Упомянутый закон должен регулировать, в том числе, создание равных условий для субъектов рынка, доступ к критической инфраструктуре, магистральным сетям и так далее.

Ко мне поступает множество жалоб от предпринимателей на частных владельцев подъездных путей к железнодорожным линиям. Пишут, что невозможно получить разрешение на проезд подвижного состава, а альтернативных путей нет. При приватизации этих участков ждали здоровой частной инициативы, а получили неуправляемого монополиста.

Поручаю Агентству по защите и развитию конкуренции совместно с Генпрокуратурой проанализировать деятельность операторов подъездных путей на предмет наличия антиконкурентных действий и других нарушений.

Прошу также дать предложения по иным предприятиям, обеспечивающим доступ к «ключевым мощностям» в телекоммуникационной, энергетической, жилищно-коммунальной и других сферах.

ЧЕТВЕРТОЕ: Отраслевые политики.

Важнейшее значение приобрела задача обеспечения продовольственной безопасности. Ее решение невозможно без высокопроизводительного сельского хозяйства и конкурентоспособных перерабатывающих производств. Это уже аксиома.

За 11 месяцев прошлого года импорт продовольствия составил 3,6 миллиарда долларов, превысив годовой объем 2019 года на 9 %.

Вместе с тем мы не достигаем задекларированных показателей в рамках реализации Госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы.

В течение прошлого года, когда доходы населения сокращались, стоимость продовольствия, напротив, продолжала расти.

Принятые госорганами меры по сдерживанию цен, в том числе по льготному кредитованию торговых сетей и установлению торговых надбавок, не дали положительных результатов.

Цены на социально значимые продтовары выросли на 11 %. Их вклад в общую инфляцию составил более 60 %.

Правительству следует выработать комплекс мер по решению вышеуказанных проблем на основе рыночных механизмов.

Необходимо ускорить запуск Национальной товаропроводящей системы, включающей в себя строительство 24 оптово-распределительных центров.

Сегодня, около 90 % импорта зеленых овощей приходится на Узбекистан. Кроме того, почти вся торговля этой страны с Россией также идет через нашу территорию.

В этой связи был инициирован проект Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия».

Создание центра должно «обелить» товарные потоки, дать возможность бизнесу зарабатывать стабильно и легально, а государству пополнять бюджет.

Эту идею Елбасы озвучил еще в марте 2018 года во время визита Президента Ш. Мирзиёева в нашу страну. За три года, кроме подписания Дорожной карты, реализация проекта так и не началась.

Поручаю Премьер-министру взять данный вопрос на личный контроль и ускорить создание Центра. О принятых мерах прошу доложить в месячный срок.

Следующий вопрос. При развитии сельского хозяйства земельные отношения играют важную роль. В этом году истекает срок объявленного моратория на отдельные нормы Земельного кодекса. В связи с этим необходимо возобновить работу Земельной комиссии. Предложения должны быть тщательно обсуждены и принято окончательное решение. Поручаю Правительству обеспечить внесение поправок в Земельный кодекс до ноября теку

Previous Post

В ближайшие годы в работе Национального банка произойдут следующие изменения:

Next Post

Президент подписал закон, касающийся регистрации прав на недвижимое имущество

Next Post

Президент подписал закон, касающийся регистрации прав на недвижимое имущество

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.