Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, структура «ООН-Женщины» в Казахстане и «Центр исследования прикладной экономики» совместно провели масштабное исследование по вопросам социального предпринимательства.
Цель исследования – разработать изменения в законодательство Казахстана для развития социального предпринимательства и обосновать их внедрение, сообщает «Ұлт ақпарат».
Участники исследования проанализировали международный опыт, изучили возможности социального предпринимательства в мире и стране, а также основные препятствия. Были проведены экспертные консультации и интервью, разработаны законопроект и его концепция.
В настоящее время в Казахстане действуют около 300 (по неофициальным данным – 500) социальных предпринимателей, направленных на решение социальных проблем общества, вопросов граждан с ограниченными возможностями, молодежи и женщин, а также безработицы. 57% из них занимаются оказанием услуг, остальные сосредоточены на производстве и продаже товаров.
Законодательство предусматривает меры государственной поддержки для субъектов, занимающихся социально полезной деятельностью. В частности, налоговые льготы, меры стимулирования занятости, преференциальное право при участии в государственных закупках, право на получение грантов и микрокредитов. Однако, указанные меры поддержки разрознены и в целом не способствуют развитию социального предпринимательства.
Авторы исследования проанализировали законодательство 16 стран мира, таких как Великобритания, Дания, Италия, Южная Корея, Канада, Франция и другие. В результате сделан вывод, что Казахстан должен опираться на опыт стран, где четко определено понятие «социальное предпринимательство», урегулированы его критерии, определен перечень социально уязвимых групп населения. В таких странах государство строго контролирует деятельность социального бизнеса, а бизнес широко использует льготы и преимущества.
Авторы исследования предлагают определить правовой режим социального предпринимательства и составить конкретный перечень мер государственной поддержки. Например, освободить предприятия, работающие в социальной сфере, от некоторых видов налогов. Создать маркетплейс для продажи товаров и оказания услуг. Кроме того, предусмотреть льготные условия при предоставлении государственного имущества. Были высказаны предложения, такие как обучение основам социального предпринимательства в рамках государственных программ, направленных на поддержку бизнеса.
Результаты исследования будут