Во времена Советского Союза в учебнике литературы для начальных классов мы учили стихотворение:
Луна, как стеснительный мальчик,
Земле прямо не глядя,
Свою одну сторону,
Не показывает нам… –
Автор мне не запомнился. Теперь и мы, подобно этой «стеснительной Луне», поворачиваемся к миру одной стороной. Почему, спросите вы? Откройте барабанные перепонки своих ушей и повернитесь сюда. Когда мы подбрасываем шапки в воздух, крича «Мы независимы, мы независимы!», мы сотрясаем планету. Я не могу понять, в каком смысле мы независимы.
Вся наша земля продана и приватизирована. Те, кто занимается мельничным делом, огородили богатые, полные «сокровищ» земли каждого региона. Простым людям, как крепостным крестьянам из учебника «История СССР» тех лет, осталось только стоять на одной ноге. Наша вода продается. Система освещения, подобная свету глаз, дорожает каждый год, каждые полгода. Бог знает, какая власть нас мучает. Нет никакой возможности втянуть воздух в баллон. Иначе какой-нибудь миллиардер, как его отец, присвоил бы его и обрек бы народ в рваных штанах на еще большую резню от коронавируса. Кстати, наше небо тоже в руках четырех крупных владельцев авиалайнеров. Владельцы небольших самолетов платят «дорожный сбор» за перелеты из одного города в другой, из одного областного центра в другой. Аэропорты каждого города берут плату за каждый час. Если не заплатить заранее, им будет все равно, даже если вы зависнете в небе.
Если вы выйдете на улицу, крича о несправедливости в нашем обществе, вас, как и участников декабрьских событий 1986 года, будут преследовать собаки и посадят в тюрьму, или же вас «раскидают», как в Жанаозене. Более того, среди тех, кто «держит Бога за бороду», множатся богачи, называющие себя братьями и близкими. На их бедрах – «Джипы». На них – шелка и бархат, в сердцах – камень, в душах – лед, походка – надменная. Среди них есть и те, у кого грудь как у роботов. Они исключили слова «нет», «бедность», «невозможно» из своего словарного запаса. Те, кто ступает высокомерно, не проявляют милосердия и доброты даже к своим близким и родным. За ними следуют «карманники». Они без лишних слов могут избить своих отцов. Они могут толкнуть мать в грудь и обругать ее грубыми ругательствами. Развестись с женой и оставить своих детей сиротами для них – не более чем потеря пуговицы на брюках. Они забыли о жалости и благочестии. Те, кто оказался в ловушке долгов, от одного кредита к другому, не давая им опомниться, давно потеряли надежду, что «те, кто наверху», «что-нибудь капнут на наши потрескавшиеся губы». Как говорил наш Абай: «У богатых нет милосердия, у бедных нет желания». Вот каков облик современных казахов.
Более того, мы не устаем «блеять», глядя на зарубежные страны. Кино и музыкальная индустрия словно надели на себя их старые одежды. В фильмах последних лет, которые мы имитируем, если бьют жен, мы тоже бьем «любимых». Если обижают дочерей, мы тоже заставляем их плакать. Мужчины убивают друг друга ради женщин и любовниц, которые им нравятся.
Недавно я с удовольствием посмотрел по домашнему телевизору фильм «Весна в Астану (видимо, Нур-Астану) приходит с опозданием». На скамейке возле школы сидит ребенок лет восьми-девяти, сильно расстроенный и плачущий. К нему подходит молодой человек и садится рядом. Посмотрев на ребенка некоторое время:
– Почему ты расстроен? – спросил он. Ученик младших классов:
– Зачем тебе? – ответил он раздраженно.
– Я хотел помочь… – Уверенно сказал юноша.
– Правда?
– Правда.
– Тогда стань моим папой! – приказал он. Юноша растерялся, не зная, что ответить.
Мать ребенка, Назым Бекжанкызы, оказалась руководителем небольшой частной фирмы. Юноша встретился с этой женщиной в ее офисе по разным делам.
Через некоторое время женщина ехала встречать своих родителей, приезжающих из другого города, и взяла с собой ребенка. По дороге, неожиданно, они встретили того юношу. Ребенок:
– Пойдем, ты станешь моим