Американская корпорация Google и компания Facebook Ireland Ltd. зарегистрировались в Таджикистане в качестве налогоплательщиков, оказывающих электронные услуги. Мировые медиагиганты зарегистрировались с помощью специального сайта, подконтрольного правительству Таджикистана.
Новое изменение в Налоговый кодекс Таджикистана, получившее название «налог Google», вступило в силу 16 января. Согласно ему, иностранные компании обязаны платить налоги в Таджикистан за оказанные электронные услуги.
По сообщению таджикской службы Радио Свобода, регистрация Google и Facebook в качестве налогоплательщиков никак не повлияет на обычных интернет-пользователей в стране. Например, таджикский пользователь, платящий за рекламу в Facebook, не будет облагаться налогом за это. А иностранные компании должны платить налоги с доходов, полученных от граждан Таджикистана. Вместе с ними платить налоги обязаны и блогеры. А услуги, оказываемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или представительствам иностранных компаний в Таджикистане, признаются «налоговыми агентами».
Руководитель службы связи при правительстве Таджикистана Бек Сабуров во время блокировки Facebook в 2015 году заявлял, что готов встретиться с главой компании, американским миллиардером Марком Цукербергом, чтобы обсудить вопрос об уплате налогов этой социальной сетью за свою деятельность в стране. В то время это заявление таджикского чиновника стало предметом шуток.
Руководство Таджикистана часто критикуют за блокировку Google, YouTube, Facebook и других социальных сетей и сервисов. Чаще всего социальные сети остаются недоступными в стране во время действий оппозиционных групп и различных общественно-политических событий.
По словам руководителя ассоциации «Медиа альянс Таджикистана» Абдумалика Кадырова, регистрация Google и Facebook в качестве налогоплательщиков никак не повлияет на политику властей по их блокировке. «Ограничение доступа к социальной сети – это политическое решение. В Таджикистане политика доминирует над экономикой. Борьба с инакомыслием в Таджикистане стоит на первом месте. Власти готовы отказаться от любой прибыли, чтобы не