В прошлом году 29 июня был принят Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК), направленный на совершенствование судебной системы. В частности, он направлен на обеспечение равенства сторон при разрешении различных публично-правовых споров, повышение доверия общества к суду, обеспечение единообразия судебной практики. Для реализации масштабных задач, поставленных Главой государства К. Токаевым перед судебной системой, в текущем году по инициативе Верховного Суда объявлен год «Прогнозируемого правосудия и административной юстиции». В связи с этим мы побеседовали с судьей специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области Рсалды Болаткызы Какишевой, чтобы широко разъяснить задачи, вытекающие из кодекса.
– Рсалды Болаткызы, мы знаем, что Административный процедурно-процессуальный кодекс направлен на совершенствование судебной системы. В чем особенность нового закона?
– АППК, наряду с осуществлением административного судопроизводства по спорам, возникающим из публично-правовых отношений, регулирует общественные отношения в сфере административных процедур, организует внутриведомственную деятельность государственных органов. Указанный кодекс вступает в силу с 1 июля. Особенностью нового АППК является гарантия прав участников административных процедур.
Например, в статье 4 АППК определено понятие административной процедуры как деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению решения по нему, осуществляемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в упрощенном порядке административной процедуры.
– Каковы задачи административных процедур?
– Задачи административных процедур заключаются в следующем: полное осуществление публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях; обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, то есть участие граждан в принятии управленческих решений; укрепление законности в публично-правовой сфере.
– Расскажите о новшествах кодекса.
– В качестве благоприятных новшеств для участников административных процедур среди предусмотренных АППК принципов следует отметить следующие: во-первых, принцип соразмерности, то есть административный орган, должностное лицо при осуществлении административного усмотрения обеспечивают справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества.
Во-вторых, приоритет прав. Все сомнения, противоречия и неясности в законодательстве нашей страны об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
В-третьих, защита права на доверие, то есть доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными, если административный орган, должностное лицо или суд не установят иное в соответствии с законодательством страны.
Незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не влекут за собой обременительных последствий для участника административной процедуры. Право на доверие не может служить основанием для совершения незаконных действий (бездействия).
В-четвертых, запрет злоупотребления формальными требованиями, запрещается отказ административного органа, должностного лица в реализации права участника административной процедуры, его ограничение, прекращение, а также возложение обязанностей в целях соблюдения требований, не установленных законодательством страны.
В-пятых, презумпция достоверности, материалы, объекты, документы и сведения, представленные участником административной процедуры при осуществлении административной процедуры, считаются достоверными, если административный орган, должностное лицо не установят иное.
– Вы отметили, что в данном кодексе большое значение придается принципу защиты права на доверие. Расскажите об этом подробнее.
– Особое внимание хочу уделить принципу защиты права на доверие, который ранее был неизвестен законодательству нашей страны.
Перейдем к сути данного принципа. Если участник административной процедуры получил благоприятный акт, удовлетворяющий его интересы и позволяющий достичь намеченной цели, он вправе исходить из того, что принятое решение является окончательным и не подлежит изменению в будущем. Участник вправе считать, что административный орган действовал в соответствии с законами, учитывая баланс интересов участника и государства при вынесении акта.
К сожалению, на сегодняшний день лица, имеющие решение, принятое уполномоченным