Вопросы эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения были озвучены на I заседании Комиссии по земельной реформе. В связи с этим глава крестьянского хозяйства «Береке» Бокейординского района Еркин Жабасов поделился своими мыслями, сообщает КазАгентство.
Крестьянин, основавший хозяйство «Береке» в Хан Ордасы сельском округе почти четверть века назад, несмотря на первоначальные трудности, в настоящее время превратил его в одно из ведущих хозяйств региона.
В настоящее время хозяйство использует более 11 тысяч гектаров земли, на котором содержится более 1100 голов крупного рогатого скота и более 300 лошадей. Круглый год в «Береке» работают 17-18 человек. Среди них есть механизаторы, управляющие шестью тракторами.
Наряду с селекцией скота, который пасётся круглый год, фермер очень обеспокоен нынешним состоянием земель.
— Если скот пасется круглый год на одном месте, он истощает пастбище. Не зря наши предки кочевали. Известно из истории, что Жангир хан также выращивал лес, чтобы не пускать копытных животных в ставку и предотвратить движение песков. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Да, в настоящее время некоторые хозяйства не переезжают на летние пастбища, а остаются на одном месте. Из-за копыт скота земля превращается в голую землю. Точно так же есть те, кто хочет огородить свою землю и выращивать траву. В наших условиях это тоже не подходит. Если бы это была орошаемая земля, то другое дело, но разве вырастет трава там, где не растет полынь? Из-за засухи в прошлом году мы едва получили по 1 центнеру с гектара. Пески – это еще ничего, сейчас хозяйства на возвышенностях с трудом переживают зиму.
В этом году я сам собираюсь переехать на летние пастбища. Однако, если соседние хозяйства не переедут, пользы от этого может и не быть. Ведь скот может зайти на мою землю и съесть траву. А если мы удобрим землю, то на Нарынских песках она восстановится за год-два, а на возвышенностях – за четыре-пять лет. Это потому, что песок впитывает дождь, и трава быстро растет. А на возвышенностях дождевая вода не в