В газете «Егемен Қазақстан» был опубликован обширный материал первого заместителя министра иностранных дел РК Шахрата Нурышева о сотрудничестве Казахстана и Китая. «Ұлт ақпарат» представляет полный текст статьи вниманию читателей.
В последнее время в нашем обществе все громче звучат голоса тех, кто выражает сомнения в необходимости отношений между Казахстаном и Китаем, в эффективности двустороннего сотрудничества. Часть из них говорит о «риске потери нашего политического суверенитета», другие поднимают вопрос об «экономической зависимости страны от Китая». Во многих случаях слухи возникают из-за недостатка информации или искажения предоставленных сведений. Конечно, это свидетельствует о необходимости совершенствования государственными органами способов донесения информации до общественности. Тем не менее, не следует забывать и об активной работе «третьих сил», которые с завистью смотрят на динамичное развитие отношений Казахстана и Китая в последние годы.
Несмотря на то, что Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял, что казахстанская земля не будет продаваться или сдаваться в аренду иностранцам, существуют группы, которые стремятся подогреть общественное недовольство вокруг этой темы, вывести людей на улицы и организовать митинги. Увидев решительные шаги властей по земельному вопросу, они теперь на последних митингах начали выдвигать требования о полном ограничении отношений с Китаем.
В связи с этим, давайте проанализируем текущее состояние и дальнейшее развитие сотрудничества с Китаем, с которым у нас общая граница протяженностью 1700 километров.
Политическое сотрудничество
Прежде всего, следует напомнить, что наше государство придерживается многовекторной внешней политики, заложенной нашим Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Это направление неоднократно подтверждалось Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в рамках внешней политической преемственности на новом этапе развития страны.
В Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы указано, что наша страна будет и далее развивать союзнические отношения с Российской Федерацией, всестороннее стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой, расширенное стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки, стратегические отношения с государствами Центральной Азии, расширенное партнерство и сотрудничество с Европейским Союзом и его государствами-членами.
В частности, в 2022 году 3 января исполнится 30 лет нашим отношениям с соседним Китаем в новую эпоху. За этот исторически короткий период сотрудничество между двумя государствами вышло на новый уровень. В 1995 году Правительство Китая как ядерная держава предоставило гарантии безопасности Казахстану. В 1999 году пограничный вопрос, унаследованный со времен Советского Союза, был полностью решен, и между правительствами Казахстана и Китая был подписан соответствующий Договор. В настоящее время работы по делимитации и демаркации государственной границы между двумя государствами полностью завершены. Нанесение пограничных знаков на карты и установка пограничных столбов вдоль границы являются признаком ее незыблемости.
В соответствии с соглашениями об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах, подписанными в 1996 году в Шанхае и в 1997 году в Москве в рамках «Шанхайской пятерки», стороны договорились о сокращении вооруженных сил, расположенных в приграничных районах, и о ежегодной совместной проверке их состояния. В настоящее время такие проверки проводятся дважды в год с участием пяти государств.
Достижение таких важных политических соглашений стало возможным благодаря политической воле глав обоих государств. Сейчас некоторые распространяют различные слухи о том, что правительство Китая не выполняет документы, подписанные предыдущими руководителями. Безусловно, каждый международный договор содержит соответствующие статьи о порядке его прекращения. Однако следует отметить, что китайская сторона до сих пор ни разу не поднимала вопрос о прекращении действия соглашений, занимающих особое место в развитии вышеупомянутых двусторонних отношений, и неоднократно подтверждала, что строго придерживается их в ходе переговоров.
В этой связи не должно быть сомнений в том, что руководство государства уделяет особое внимание формированию, стабильному развитию и соответствию интересам нашей страны отношений между Казахстаном и Китаем. Я работаю в Министерстве иностранных дел с 1996 года. 25 лет я тружусь на китайском направлении. Как молодой дипломат, я имею опыт участия во многих переговорах глав государства, правительства и министерств в качестве переводчика, а затем и в качестве старшего дипломата. Главная цель каждой такой встречи – достижение общих решений, отвечающих благу государства и интересам народа.
Особое место в сотрудничестве с китайской стороной занимают личные отношения между главами государств. За 30 лет независимости Елбасы Н. Назарбаев и Президент К. Токаев внесли неоценимый вклад в положительное решение актуальных для нашей страны вопросов, установив тесные отношения с тремя поколениями руководителей Китая. Среди них – начало переговоров по совместному использованию трансграничных рек и забота местного правительства о наших соотечественниках, проживающих в соседнем государстве.
Также стоит отметить сотрудничество двух государств в рамках международных организаций. Особенно хочу обратить внимание на высокий уровень взаимной поддержки в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Следует отметить, что Китай, будучи одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, тесно сотрудничал с Казахстаном по различным глобальным вопросам, особенно когда наша страна была непостоянным членом указанной структуры в 2017-2018 годах.
Известно, что создание СВМДА является инициативой Елбасы. Несмотря на мнение некоторых экспертов о том, что работа данного совещания схожа с работой ШОС, Китай председательствовал в СВМДА в 2014-2018 годах, выступил инициатором его укрепления, запуска новых направлений сотрудничества и провел саммит Совещания в Шанхае в 2014 году.
Экономическое взаимодействие
Известно, что Китай в настоящее время является одной из крупнейших экономик мира. По официальным данным, несмотря на негативное влияние пандемии коронавируса, распространившейся по всему миру в 2020 году, ВВП КНР составил около 16 триллионов долларов США. Китай отличается бурно развивающейся экономикой, уделяя внимание таким сферам, как автоматизация, производство роботов, цифровизация, нанотехнологии, биотехнологии, блокчейн. По прогнозам экспертов, через несколько лет экономика Китая выйдет на первое место в мире. Конечно, соседство с таким гигантским государством не может не вызывать у некоторых людей различные опасения и страхи. Тем не менее, мы должны искать возможности для развития нашего государства и извлекать из этого пользу.
Прежде всего, Китай – это огромный рынок. Государство с населением в один миллиард четыреста миллионов человек вынуждено закупать продовольствие за рубежом для обеспечения своих граждан. По имеющейся информации, годовой рынок продовольствия Китая составляет 1,5 триллиона долларов США. Следовательно, экспорт нашей сельскохозяйственной продукции в соседнее государство должен стать одним из приоритетных направлений для нашего сельского хозяйства. К сожалению, в настоящее время Китай вынужден импортировать многие виды продовольствия из других стран, даже с других континентов. Среди них страны Южной Америки, а также Австралия и Новая Зеландия, которые из года в год увеличивают объемы экспорта мяса, молока, фруктов и сои.
Поскольку в Китае существует устойчивый спрос на продовольствие, наша цель должна заключаться в выходе на китайский рынок. При устойчивом спросе объем производства увеличится. Появление новых предприятий – это возможность для создания новых рабочих мест и решения проблемы безработицы. Конечно, для выхода на китайский рынок необходимо приложить немало усилий и подтвердить качество предприятия и производимой им продукции. Для этого в последние годы Министерства сельского хозяйства и иностранных дел нашей страны оказали соответствующую помощь нашим предприятиям и выступили инициаторами подписания 18 двусторонних протоколов между правительствами Казахстана и Китая. В результате, в настоящее время около 600 отечественных предприятий, производящих пшеницу, говядину, свинину, сою, мед, рыбу, рапс, люцерну, кукурузу, муку и мучные изделия, получили разрешение на выход своей продукции на китайский рынок.
Еще одним важным направлением является взаимовыгодное сотрудничество в транспортно-транзитной сфере. Поскольку Китай является огромным рынком, объем товарооборота с зарубежными странами из года в год растет. Хотя большая часть этого товарооборота перевозится морскими путями, часть доставляется железнодорожным транспортом. В этой связи продолжение рационального использования географического положения Казахстана имеет большое значение. Ведь если мы не воспользуемся этим преимуществом, то соседние государства, развивая существующую инфраструктуру и строя новые железные дороги, будут стремиться перенаправить грузоперевозки на свою территорию – это закономерное явление.
Транзит, проходящий по построенным и обновленным железнодорожным коридорам в рамках новой экономической политики «Нұрлы жол», помогает получать значительные доходы в бюджет государства. Например, по итогам 2020 года через железнодорожные станции «Достык – Алашанькоу» и «Алтынкөл – Хоргос» на казахстанско-китайской