Хотя мы и гордимся тем, что являемся «независимыми гражданами, независимой страной», действительно ли мы постигли всю глубину этого понятия? Какая сила сохранила казахов как нацию в веках борьбы, в стремлении и тоске по этой независимости? Это, конечно же, то, что мы сегодня называем нашими национальными ценностями: наш язык и дух, наша земля, качества государственности, наши обычаи и традиции, наша литература и культура! Несмотря на то, что колонизаторы стирали нашу историю сотни лет, они не смогли стереть наше историческое сознание.
УЛЫКБЕК ЕСДАУЛЕТ, председатель правления Союза писателей Казахстана
ПОЛИТИКА ДЕКОЛОНИЗАЦИИ НЕ ПРОВОДИЛАСЬ
Хотя мы и избавились от колониальной системы, мы являемся народом, который до сих пор пытается доказать, что мы являемся самостоятельной нацией, прочным народом, через самоидентификацию, будучи страной, где политика деколонизации до сих пор не проводилась.
В своей статье «Независимость дороже всего» Президент К.К. Токаев сказал: «Вечными столпами нашего суверенитета являются наша бескрайняя земля от Алтая до Атырау, от Алатау до Арки, наш священный язык, впитанный с молоком матери, и наше единство, которое помогло нашему народу преодолеть все трудности. Мы будем беречь эти три ценности, как зеницу ока».
Вот эти три составляющие – целостность нашей земли, статус нашего языка, единство нашей страны – это настоящее и будущее нашей нации. Наша главная надежда, наша твердая вера, все наши мечты, цели и желания основаны на этих трех составляющих.
ЗАЩИТИМ ЗЕМЛЮ ОТ ЛАТИФУНДИСТОВ
«Земля казахов не будет передана в собственность ни одному иностранцу, она никогда не будет продана», – сказал Глава государства в этой статье. Это слова, которые понравятся каждому гражданину, считающему себя сыном этой земли, патриотом этой страны. Мы с нетерпением ждем, когда эти слова будут закреплены законом на практике.
Уважаемые члены Парламента, мы с надеждой верим, что вы с большой ответственностью и в кратчайшие сроки завершите это чрезвычайно важное дело.
Еще одна наша надежда – это возвращение земель, попавших в лапы латифундистов, в государственную и народную собственность. Также мы хотели бы, чтобы, наряду с сельскохозяйственными землями, земли производственного значения, с полезными ископаемыми, а также живописные и подходящие для туризма территории были отнесены к категории не продаваемых и не сдаваемых в аренду иностранцам. Следует уделить внимание полному пересмотру или отмене 24-й статьи Кодекса «О земле», которая вызывает беспокойство народа, касающейся продажи и аренды земли иностранцам.
«Я ЗНАЮ КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК ЛУЧШЕ, ЧЕМ НЕКОТОРЫЕ МИНИСТРЫ КАЗАХСТАНА»
«Знание государственного языка – долг каждого гражданина Казахстана. Можно сказать, и обязанность», – говорит Президент в упомянутой статье. Здесь мне вспоминается один случай. В былые годы, во время Всемирного курултая тюркских народов, мне довелось встретиться и побеседовать с министром культуры Турции Намыком Кемалом Зейбеком. После того, как он поздоровался по-казахски, я спросил его: «Вы знаете казахский язык?» Он дал незабываемый ответ: «Я знаю казахский язык лучше, чем некоторые министры Казахстана». С тех пор прошло более двадцати лет. Наше правительство сменилось несколько раз. А казахский язык некоторых наших министров, руководителей многих государственных учреждений до сих пор находится на том же полуграмотном уровне. Значит ли это, что долг и обязанность знать государственный язык, о которых говорит и пишет Президент, не распространяются на государственных служащих, должностных лиц и чиновников?
Мы сейчас стремимся построить правовое, светское, открытое общество. Поскольку это открытое общество, истина в том, что мы не можем остаться в стороне от глобализации. У нас преобладает представление о грядущей глобализации как о надвигающейся катастрофе, страх. Потому что у нас нет ни одного политика, ни одного философа, который бы доходчиво объяснил нам, что такое глобализация. Конечно, с точки зрения национального мировоззрения, когда мы говорим, что мы уже 30 лет независимая страна, построили свое суверенное государство, это действительно ощущается как возвращение в некое всемирное «ярмо» для нас, чьи рты обожжены прошлым колониальным игом. Есть афоризм: «Кошка, однажды обжегшись на горячей печи, больше не садится на горячую печь. Даже на холодную…» Поэтому «обожженный дует и на холодное». Тем не менее, будущее казахов и Казахстана, стремящихся к цивилизации, не может быть вне мирового развития. А защита культуры, национальных ценностей – это не значит запереть двери и окна и сидеть под камнем.
Как вам известно, мы сейчас живем в эпоху 4-й промышлен