В системе родовых подразделений казахов есть различные ветви, в том числе и те, которые совпадают с названиями соседних народов, а также крупные и мелкие роды. Например, такие как китай, калмык, ногай, шеркеш, кыргыз, естек, туркмен, узбек, сарт, [кара]калпак. Есть даже русские – рус и кунан-рус. При этом ни один из них не считается пришлым, чужим родом. Все они – исконные казахи с незапамятных времен. Конечно, каждое название имеет свою собственную летопись. Некоторые, говорят, связаны с материнской линией, другие – с первоначальным местом обитания. Или же являются подражательными. В любом случае, ни раньше, ни позже никакой розни не было. В связи с этим, недавно действительно поднятая и, по сути, ставшая предметом бурных обсуждений в интернете, некая ситуация, лишенная национального характера или исторического понимания, выходящая за рамки человеческого достоинства и здравого смысла, – грязные разговоры о роде кыргызов среди казахов – вызвала обиду у многих людей, стало неприятным событием.
Мы хотели поднять эту тему тридцать, тридцать пять лет назад. В связи с подобной грязной, изначально бессмысленной болтовней. Известный этнограф, ученый-литератор, считавшийся таковым, но на деле поверхностный компилятор-писатель, отправился в регион Кызыларай в Арке. Это Карагандинская область, Актогайский район. Там, не будучи пьяным, но опьяненный своим временным статусом и почестями, «знаток» перед собравшимися произнес речь, намекнув на нечто особенное: мол, население этого аула, этого совхоза называется кыргызами, то есть относится к роду кыргыз. Если вы спросите, почему кыргызы, то в древние времена набегов, отделившись от многочисленных кыргызов Алатау, их сюда сослали. И они обосновались среди многочисленных казахов. Но не беда, кыргызы – родственный народ, в семье советских народов нет чужих, вот вы живете счастливой жизнью благодаря правительству и партии… В таком духе. Большинство жителей этого региона действительно называли себя кыргызами – казахский род, и никогда не думали, что у них может быть судьба, отличная от казахов. И старшие, и младшие, видимо, растерялись. Никто не смог сказать: «Мы не кыргызы, мы казахи, наш род просто называется кыргыз». Вопрос «Почему же вы тогда называетесь кыргызами?» остался без ответа. Не было выдвинуто никаких возражений, даже если что-то и задело за живое, то не было высказано вслух. К тому же, гость был выдающимся знатоком, известным писателем. Не стоило раздувать неожиданное, неуместное слово, да и спорить с гостем было неудобно. Итак. Проходит неделя, или месяц. Некое торжество. Собрания, торжества в советское время не обходились без алкоголя. Массовое распитие. В конце концов, за общим дастарханом, возможно, когда рядом никого не было, двое парней, сидящих рядом или напротив, не смогли договориться о чем-то. Тогда «чистый казах», будучи пьяным, сказал своему другу-«кыргызу», который тоже выпил: «Как сказал тогда уважаемый человек, ты не казах, а кыргыз. Следовательно, ты не имеешь права спорить с хозяином земли, хозяином народа – со мной. Ступай своей дорогой, блестя пятками, возвращайся на родину – к своим кыргызам!..». «Я не расслышал, повтори четче?» – спрашивает «кыргыз». «Я скажу десять раз, ты не казах, а кыргыз. Поэтому знай свое место. Уезжай в свой Кыргызстан!» – ответил тот «чистый казах». «Оказывается, я не знал, кто я, спасибо, что открыл мне глаза, – говорит «кыргыз». – Теперь я вернусь на родину. Но не один, я заберу и тебя! Вот!» – и, взяв острый нож, которым резали мясо, или большой нож, лежавший на дастархане, вонзил его в горло «чистого казаха», как говорят…
Это то, что я слышал от знакомых. Возможно, он не убил, а лишь ранил. Возможно, это была не драка ножом, а обычная драка кулаками. Возможно, это было простое оскорбление… Ухо, которое слышало, не виновато. В свое время, или позже, я должен был спросить своего брата, Серика Аксункарулы, уроженца этого аула. Не пришло в голову. Если предположить, что убийство маловероятно, а драка, даже такое событие, сомнительно, то имя и фамилия того, кто бросил ядовитые слова в родственные отношения, но в итоге все закончилось мирно, известны, если говорить открыто, это знаменитый Таракты Акселеу. Сейдимбеков. Теперь вот, мы стали свидетелями недавней грязи. У тебя кипит кровь. Это – я. Какова рана, нанесенная сердцу. Это – удивительный ребенок, чья родословная связана с этим родом, превосходящий казахов, великий певец мирового уровня и национальный деятель, прославивший свою страну – Димаш Кудайберген, которому едва исполнилось двадцать лет, и который потряс мир. Именно в этот момент молчание не спасает от беды размером с дом. Небольшое выступление отца, ссылающегося на родословную предков, стало упреком всему казахскому народу. Никто не смог найти мудрого слова, кроме как сказать «тише». В это время мы… не говоря уже о прошлом, после двадцати лет неустанного, тяжелого труда, подготовив к печати многотомное полное собрание наших произведений, и хотя силы еще были, мы объявили себе шестимесячный отдых. Это письмо… мы много раз говорили, что это явление, которое не подчиняется словам «эй, шу, мой пегий конь…», не только прихотливое, но и полное загадок. Наконец, решившись, освободив руки. Мы решили вернуться к небольшой познавательной статье, которая должна была быть написана не для опровержения недавней мерзости, а для исторического свидетельства, но которая затягивалась из-за больших тем.
Исток проблемы, которую мы хотим поднять, уходит корнями к Шокану Валиханову. Последующее решение – Алихана Бокейханова. А промежуточная ссылка – на Мухтара Магауина, то есть на нас.
Итак, великий Шокан.
В пятитомном «Собрании сочинений», подготовленном и опубликованном Алкеем Маргуланом, неоднократно повторяются статьи и исследования, касающиеся хана Абылая, казахов и кыргызского народа. Обобщая, можно сказать, что это событие произошло в период после военных и дипломатических побед Абылай-батыр хана над ойратами и маньчжурами, в рамках восстановления всех владений прежней Казахской Орды, в ходе опустошительного похода 1770 года против Кыргызского улуса. Невозможно было не воевать. После Ақтабан-Шұбырынды, прежние обширные восточные земли были потеряны, Жетысу полностью, от Нарынкола, Кегена до Кордая, и даже дальше, все земли Старшего жуза были заняты Дурбин-ойратами, а после удачных сражений хана Абылая и последующей массовой зачистки, то есть геноцида калмыков, со стороны Цинской империи, опустели. Ранее кыргызы, укрывшиеся в ущельях Алатау, теперь спустились на равнину и заняли левый берег реки Иле, а также половину Жетысу до хребта Алатау. Теперь, в результате первого похода хана Абылая в 1765 году, родственный, но отдельный народ был вытеснен из Нарынкола, Кегена, и вынужден был освободить весь левый берег Иле, а далее – обширные пастбища до Кордая. Однако столкновения, новые набеги не прекращались. В конце концов, чтобы окончательно покорить Кыргызский улус, в 1770 году был организован новый, гораздо более мощный поход. И он прошел с средневековой беспощадной жестокостью. Многие роды кыргызов понесли огромные потери, а некоторые мелкие роды были почти полностью уничтожены. Кыргызский народ также объединился и оказал упорное сопротивление. Однако силы были неравны. По словам Шокана Валиханова, крупнейшее сражение произошло в верховьях реки Шу – на берегах Кызыл-су, Шамсы. Кровопролитие было настолько велико, что в последующей истории это крупное сражение получило название «Жайылское побоище». Хан Абылай, не ограничившись победой на поле боя, захватил в плен множество кыргызских земель вместе с их скотом, имуществом, детьми и переселил их с собой в Сары-Арку. Их было так много, что сегодня в Кокшетауском уезде существуют два волости под названиями Бай кыргыз и Жана кыргыз, сказал он. Кокшетауский регион. Кроме того, Абылай расселил еще множество людей в последующем Каркаралинском уезде, в окрестностях горы Кызыларай. Все эти переселенцы в новых поселениях вскоре, по древнему обычаю народа, были причислены к рядовым казахам. В составе Среднего жуза. В окрестностях Кокшетау они считались ветвью рода атыгай племени аргын, двенадцатью ветвями. А в долине Кызыларай – также в составе аргынов, каракесек. По древней традиции. Если рассмотреть состав многих крупных родов среди казахов, мы найдем следы многих родов, присоединенных и слившихся с разных сторон в разное время. Не чужие, не пришлые, все они – дети Алаша с общим происходом.
Прошло сто пятьдесят лет после первого переселения. Научная работа Алихана Бокейханова, лидера казахского народа в новую эпоху, под названием «Родовой состав казахов Каркаралинского уезда», основанная на летописи, – «Избранное», 1995, стр. 89-119